Срочный заказ
Г.Ключеров. (Корр.«Труда»). г.Львов
Образ жизни – советский
Трудовые коллективы Львова помогают в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС
На железнодорожную платформу во Львове погрузили два автобуса. На первый взгляд их и не отличишь от серийных, что выпускает известный завод. Разве что стекла почти доверху окрашены белой краской…
Задание было необычным: в кратчайший срок выпустить десять машин, в которых могли бы работать люди на зараженной радиацией местности. Срочно в заводском конференц-зале собрались специалисты львовского предприятия. Как покрыть салон свинцовой пластиной и создать искусственную вентиляцию, как герметизировать кабину водителя, где столько отверстий из-за механизмов и рычагов?.. Но эти и многие другие вопросы были решены оперативно. Ночью уже вспыхнули огни электросварки, застучали клепочные молотки – в цехе кузовов заработал специальный участок. Рабочие сами предложили удлинить смены до двенадцати часов, чтобы ускорить дело.
– В обычное время на такую перестройку ушел бы месяц, не меньше, – сказал мне главный конструктор Львовского автобусного завода В.Москалев. – А тут справились практически за двое с половиной суток. Большой вклад внесли Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт автобусостроения и экспериментально-конструкторский и технологический институт. Сейчас первые оборудованные машины проходят испытания в реальных условиях на Чернобыльской АЭС.
– Кто лучше поработал? – председатель профкома В.Юр задумался. – Можно отметить сварщика С.Осадченко, братьев слесарей И. и М.Педриев, слесаря М.Якимива, начальника техбюро Б.Драгомерецкого, начальника цеха кузовов И.Соседко… А впрочем, все не подкачали.
Это лишь один эпизод из жизни сегодняшнего Львова, который помогает Чернобылю. А их сотни.
Ю.Бекасов – профессиональный шофер, на своем многотонном МАЗе объехал, наверное, полстраны. И машина, да и сам уже не первой молодости. Но когда услышал от начальника автопредприятия-11450, что произошло на АЭС, ни минуты не колебался: нужно ехать. С напарниками, тоже добровольцами О.Смирновым и Р.Музыкой он 28 апреля преодолел 700 километров, везя свинцовый груз в Припять для вертолетчиков. Бекасов еще с 44-го военного года не раз бывал в трудных переделках. Не в характере шоферов отступать, а особенно когда знают, что могут отвратить от людей грозную опасность. Позже, после второго такого рейса, я познакомился с Юрием Арсентьевичем.
– Да разве я туда один хожу! На другом МАЗе Г.Берещук и Е.Сухов ездили в Чернобыль. Медикаменты возили З.Бенцак, А.Тонконоженко, Р.Мельник и М.Бабичок… Сегодня каждый готов, чем может, помочь попавшим в беду. Вот и моя жена Аня, всю жизнь проработавшая бетонщицей на Львовском объединенном заводе стройматериалов, говорит: месячную пенсию полностью передам на счет Чернобыля.
В последние дни в корпункт «Труда» то и дело звонят незнакомые люди, приходят письма. Вот одно, довольно типичное: «У нас в городском радиотелевизионном ателье № 2 на внеочередном собрании решили отработать один день в фонд пострадавших. От имени коллектива радиомеханики Маркович, Волков, Кизима, Гнилыця». Сообщают из объединения пассажирского автотранспорта: всю премию, которой удостоен двенадцатитысячный коллектив заняв первое место в отраслевом соревновании, тоже перечислят в фонд Чернобыля.
Невольно подумалось: никто ведь не призывает к этому, люди поступают по зову сердца. Конечно, Львов – только маленькая частица великой страны. Но как в капле воды отражается океан, так и по патриотическому настрою львовян можно судить, как все советские люди сплотились в благородном порыве, подали друг другу руки, чтобы бороться и победить.
Труд, 1986 г., 23.05, № 119 (19866).