Самолеты против облаков
Владимир Колинько
Семнадцатого мая на север Украины надвигались грозовые фронты. Сильные ливни выплеснулись на улицы Коростеня, Овруча, Народичей. Но дальше Полесского дожди не продвинулись. Над Чернобылем, над зоной АЭС не выпала ни одна дождевая капля.
Именно в этой зоне работали самолеты, оборудованные для борьбы с дождевыми тучами.
Их пять, этих машин. Пять специальных самолетов постоянно курсируют в небе вокруг Чернобыльского района, чтобы предотвратить выпадание дождей в зоне Чернобыльской атомной электростанции.
Для чего нужна защита от дождя? Ответ, наверное, ясен и неспециалисту. На земле идет дезактивация территории АЭС. И до ее окончания осадки тут очень нежелательны… Мне пришлось принять участие в одном из рабочих полетов метеосамолета.
…Двухмоторный турбовинтовой Ан-30 был сконструирован и построен специально как самолет для аэрофотосъемок. Но за последние полтора года по просьбе метеорологов несколько таких машин были переоборудованы в Киевском авиационном производственном объединении имени 50-летия Октября в летающие лаборатории для активных воздействий на облака.
Ан-30 на летовищу.
Ан-30 готовили к очередному полету в аэропорту Киев. В специальные панели, прилаженные в нижней части фюзеляжа, вставили кассеты с десятками пиропатронов, начиненных йодистым серебром. А в рабочий отсек, где установлен агрегат для засеивания туч гранулированным «сухим льдом» – твердой углекислотой, – загрузили контейнеры с испаряющимися полупрозрачными глыбами.
И вот уже негромко грохочут турбины. Сильный ветер гонит тучи с юго-запада, и самолет начинает, словно ткацкий челнок, курсировать между Овручем и Киевом, именно поперек ветра, чтобы держать под контролем продвижение облачности в сторону Чернобыля.
Экипаж самолета возглавляет опытный командир, пилот первого класса Федор Леонидович Горяинов. А опыт тут – очень кстати, потому что с началом работы начинается сложное маневрирование двухмоторной крылатой лаборатории. Да-да, тогда начинается настоящая охота за тучами, и командиру самолета, как и полагается хорошему охотнику, надо быть спокойным, собранным и точным. Потому что руководитель полета – научный сотрудник Украинского научно-исследовательского гидрометеорологического института Евгений Кравченко – ставит перед экипажем все новые и новые задачи, которые меняются просто беспрерывно.
В этом рейсе среди команды сотрудников гидрометеорологического института находится и директор этого научного учреждения, доктор технических наук Валентин Сергеевич Максимов. Он сидит в кресле наблюдателя и внимательно смотрит в иллюминатор.
Як-40 у польоті.
Самолет рассекает небо на высоте четырех тысяч метров. Солнце купает лучи в сплошной седине облаков, которые проползают медленно внизу. Но облачное покрывало не однородное. Кое-где, словно огромные айсберги, выплывают над ним сизые верхушки кучевых облаков. Именно они могут стать источником дождя.
Вот к этим облакам и приближается время от времени наш Ан-30. Самолет, словно охотничий пес, «обнюхивает» эти облака чувствительными датчиками приборов, установленных на фюзеляже. А на многочисленных циферблатах и шкалах перед глазами бортнаблюдателя вырисовывается целый ряд характеристик каждого облака.
Институт уже давно – свыше двух десятков лет – занимается проблемой активных воздействий на погоду. Киевские ученые внесли значительный вклад в изучение физики облаков, в разработку методики их засеивания различными реагентами для рассеивания облачности или для образования осадков [1].
В частности, институт вёл не только опыты, но и практические работы по увеличению годового количества осадков в засушливых сельскохозяйственных районах юга Украины, принимал участие в разработке проекта по повышению уровня высокогорного озера Севан в Армении при помощи активных воздействий на облака.
Инженер-наблюдатель Владимир Щерба на борту метеосамолета.
Так что сейчас в районе Чернобыля применяются проверенные, изученные методики. Когда руководитель полета приходит к выводу, что облако может оказаться опасным, самолет выполняет необходимый маневр и в самую уязвимую его часть выстреливает кассету пиропатронов. Миниатюрные ракеты прошивают облако, рассеивая мельчайшие частицы йодистого серебра. Эти частицы становятся центрами конденсации капелек влаги, провоцируют выпадение дождя. Иногда же, в зависимости от характеристик облака, крылатая лаборатория погружается в многокилометровую ее верхушку и засеивает твердой углекислотой, размельченной в виде гранул. Главное – вызвать дождь заранее или рассеять, разогнать облако, не дать ему приблизиться к потерпевшей аварию Чернобыльской АЭС.
Командир корабля Ан-30 Федор Горяинов в полете.
Я попросил директора института Валентина Сергеевича Максимова рассказать о результатах проведенных работ.
– Поскольку заблаговременно такая работа не планировалась, – рассказывает он, – надо было привести в рабочее состояние самолеты. Это было сделано в рекордно короткие сроки. Специалисты Киевского объединенного авиаотряда буквально за одну ночь смонтировали на Ан-30 все необходимое оборудование. Был подготовлен к работе и Як-40, который имеет на борту соответствующее оборудование. Из Москвы, из Центральной аэрологической лаборатории, были срочно вызваны еще три специальные метеосамолета: Ил-18 и два четырехмоторных Ан-12. И они немедленно начали обрабатывать соответствующими реагентами большие кучевые облака, склонные к развитию и превращению в кучеводождевые.
Работы проводятся ежедневно. В институте организована специальная группа, которая имеет собственных синоптиков. При помощи Гидрометцентра Украины они три раза в день составляют прогнозы погоды. В зависимости от условий, которых возникают, назначаем вылет тех или иных самолетов.
11 и 17 мая облачность была особенно сильной, ожидались осадки. И работа самолетов была интенсивной. В те дни ежедневно засеивались реагентами двадцать-тридцать мощных кучевых облаков. И в районе Чернобыльской АЭС дождей практически не было.
По данным синоптиков, в ближайшее время ожидается ухудшение погодных условий. Приближаются грозовые фронты. Так что нашим самолетам предстоит большая работа. Они призваны помогать наземным службам в проведении работ по дезактивации загрязненной зоны вокруг АЭС.
…Наш Ан-30 пошел на посадку. А в наушниках я услышал голос бортнаблюдателя метеосамолета Як-40 Юрия Титова. Он сообщал, что самолет готовится к выходу на взлетную полосу.
Вечерний Киев, 1986 г., 23.05, № 118 (12733).
[1] Задля забезпечення гарної погоди на момент переможного походу героїчної Советськой Армії проти імперіалістів.
Приємно відзначити ясність і докладність цього оповідання.