От всего сердца
И.Денисов
Образ жизни – советский
Мнения, предложения и чувства читателей «Труда» в связи с аварией на четвертом блоке Чернобыльской АЭС
Эти письма взяты из почты «Труда» последних дней. Взяты без какого-либо предварительного отбора, их отобрала сама жизнь. А объединила одна тема, один адрес – Чернобыльская АЭС. Они – эхо событий, которые взволновали всю страну, многих заставили в значительной мере по-новому взглянуть на вещи, давно, казалось бы, ставшие привычными.
Читая их, как бы яснее видишь те черты нашего народа, которыми мы были всегда сильны, – патриотизм, любовь к Отечеству, готовность прийти в беде на помощь, самоотверженность. Что ж, этому наших людей учить не надо, – о чем свидетельствует история. Вместе с молоком матери приходит к нам понимание того, что судьба каждого из нас тесно связана с судьбой советской земли, на которой живем.
Несут в себе письма и тревогу. И это тоже естественно – было бы странно, если бы мать оставалась равнодушной к возможной опасности для детей, а сын не тревожился о матери.
Обнаруживаешь в них и чувства здравомыслящего человека, воспитанного на примерах добра, который никак не может постигнуть логики той политики, которой следуют в некоторых натовских странах, особенно в США. Действительно, как можно превращать беду в средство для получения каких-то политических выгод?
Задают письма и десятки вопросов, которые в эти дни постоянно звучат в разговорах (порой и пересудах) соседей, сослуживцев, в очередях, в пассажирской толчее автобусов, электричек…
Да, письма – это сама жизнь. Вот часть ее. Это те письма, которые, если судить по почтовым штемпелям, отправлены буквально в первые же дни после того, как стало известно об аварии на Чернобыльской АЭС. Они – порыв души, в них – естественная реакция человека, узнавшего о беде, которая грозит другому человеку.
«Я, Филимонов Геральд Андреевич, прошу позволить участвовать в ликвидации аварии на АЭС. Я имею профессии газоэлектросварщика, бульдозериста, слесаря 5 разряда и очень прошу удовлетворить мою просьбу, я не коммунист, не комсомолец, но я тоже хочу что-то в жизни своей сделать для блага народа. Мне 27 лет, имею семью: жену, ребенка четырех с половиной лет. Семья не против моего решения.
Г.Филимонов, г.Краснокаменск Читинской области».
«Я вас прошу послать меня на Чернобыльскую АЭС. Я экскаваторщик и тракторист широкого профиля. Был на целине, на Курилах. К трудностям привык. Прошу послать меня туда. Думаю, что я там смогу помочь.
Иван Мещеряков, пос.Орлов-Лог Семилукского района Воронежской области».
А вот что пишет водитель Киевского автотранспортного предприятия 09102 Сергей Майданевич:
«Киев живет, как обычно. Тысячи киевлян стали свидетелями старта велогонки Мира. В парках и садах много отдыхающих. Работают заводы и фабрики города. Где они, разные «голоса», видели панику и «тысячи погибших?» Я вижу другое – мой товарищ Алексей Смульский, узнав о случившемся, добровольно поехал от АТП 09102 в район аварии, где и работает по сей день водителем, попросив оставить его на второй срок».
Таких писем немало. Они – свидетельство стойкости человеческого духа. И хоть время сейчас, конечно, совсем другое, они невольно напоминают нам и годины многих испытаний… Навстречу беде всегда делали первый шаг тысячи и тысячи добровольцев – те, для кого любовь к Родине, патриотизм, чувство коллективизма – не «высокие слова», а норма жизни. Давайте читать письма.
«Нам кажется, что случившаяся в нашем городе Припяти беда показала еще раз истинную душу нашего народа, его сострадательность и силу. Спасибо за трогательную заботу о нас. Свидетельствуем: уезжая из своего города Припяти, мы не испытывали ни паники, ни страха, не было ни слез, ни сутолоки. Мы знали, что нас в беде не бросят. И нас не оставили в беде. Сейчас мы, получив необходимую медицинскую помощь, и уже практически здоровые находимся в подмосковном санатории «Михайловский».
Подписали эти строки жители Припяти: А.Москвитина, медсестра детского комбината № 3, С.Бакина, мастер управления строительства АЭС, Г.Хорошун, вышивальщица Чернобыльского цеха художественных работ и другие [1].
Нас в беде не бросят… Эти слова обращены не к какому-то одному заведению, государственному органу. Они адресованы буквально к каждому советскому человеку. В справедливости этого еще раз убеждаешься, знакомясь с той частью писем, в которых предлагается помощь бескорыстная, щедрая, от всего сердца.
«Я помню, в деревне, когда случался пожар, всем миром помогали пострадавшему. Глядишь, он скоро вставал на ноги. Я пенсионерка и могу внести небольшую лепту. Но нас много. И все вместе мы окажем большую помощь», – пишет Е.А.Сигаева из Ленинграда, участница войны, инвалид второй группы.
О своем желании перечислить средства в фонд помощи пострадавшим пишут Ю.В.Маценко из Белгорода, В.Н.Белов из Кирова, пионер Костя Саитов из Алма-Аты и многие другие. Все они просят сообщить адрес и номер счета. И хотя эти данные в печати уже давались неоднократно, выполняем эту просьбу: счет № 700624 Мосгорбюдбанка.
Во многих письмах отчетливо выражается мысль: испытание общее и преодолеть его мы обязаны вместе, и мы преодолеем его, так как государство черпает силы в каждом из нас, мы же сильны тем, что живем в таком государстве – нашем, советском.
Не только от каждого в отдельности, но и от всех вместе… Эта телеграмма поступила на днях из Измаила:
«С глубоким сочувствием восприняли моряки-дунайцы весть об аварии на Чернобыльской АЭС. Верные гражданскому долгу, они стремятся оказать посильную помощь пострадавшим. Пионерский лагерь пароходства «Орленок», расположенный на берегу Черного моря, уже принял 420 пионеров и школьников города Чернобыля. По инициативе работников управления пароходства, экипажей теплоходов «Осетия», «Георгица Карастоянова», «Ашхабад», единодушно поддержанной во флоте и на береговых предприятиях, коллектив Советского Дунайского пароходства решил присужденную премию во Всесоюзном социалистическом соревновании по итогам работы в первом квартале 1986 года в сумме 29 490 рублей направить в фонд ликвидации последствий аварии». Телеграмму подписали начальник пароходства В.Пилипенко, секретарь парткома А.Пономарев и председатель баскомфлота В.Дзюба.
А вот что пишет слесарь механосборочных работ Московского радиотехнического завода А.Гавриков:
«Мы понимаем, что чернобыльцам сейчас очень нужна наша поддержка. 17 мая у нас на заводе состоялся субботник, заработанные средства от которого перечислены в фонд помощи пострадавшим. А наш цех, кроме того, перевел в этот фонд денежную премию, которой мы были награждены за победу в социалистическом соревновании. 31 мая хотим провести еще один субботник – ведь верно говорят: друзья познаются в беде».
Многие трудовые коллективы, как это сообщается в письмах, провели субботники и направили заработанные средства в фонд помощи Чернобылю.
«Предлагаю день отработать без оплаты, в помощь пострадавшим. Лично я так и сделаю. Не посчитайте, что я хочу отличиться – вот, мол, выискался. Я думаю, это общее стремление трудящихся, все честные люди так думают. К сему – Александр Степанович Подшивало, рабочий ГПЗ-1, г.Москва».
О том же пишут, как они себя назвали, женщины шахтерской Горловки В.М.Шевченко, Н.Е.Макаренко, Н.П.Алферьева и другие, Н.В.Прокофьев из Клетино Рязанской области, В.Малюгин из Горького и многие, многие другие. Авторы этих волнующих человеческих документов хорошо понимают: главное, что поможет скорее восполнить последствия аварии, – это самоотверженный труд на каждом участке, выполнение и перевыполнение заданий первого года пятилетки.
Правда, в общем потоке писем подобного рода хоть редко, но встречаются и другие. Сообщает анонимный автор из ЖКО подмосковного литейного завода: «Мы хотели бы отработать субботник, а администрация предлагает удержать деньги в фонд помощи с аванса…».
Что ответить неизвестному автору и что посоветовать администрации ЖКО? Не надо превращать дело души в нечто совсем иное. Патриотические дела и поступки советских людей тем и знаменательны, что вызваны они не указаниями «сверху», а искренними чувствами и бескорыстным стремлением помочь тем, чем может помочь человек человеку.
«Спасибо государству, спасибо вам, люда добрые! Спасибо за помощь и ласку. Знаю, стесняем мы сейчас своих хозяев, у них самих большая семья, но если случится такое – и я в помощи не откажу. К тому меня приучила наша жизнь».
Этими словами пенсионерки Евдокии Никитичны Федяевой хочется закончить разговор о замечательных, волнующих письмах, которые каждый день приносит в газету почта.
Труд, 1986 г., 24.05, № 120 (19867).
[1] Тобто їх лікували в Москві від радіаційних уражень.