В кадре – Чернобыль
Андрей Иллеш
Как это делается
Вот уже почти три недели каждый вечер в программе «Время» появляются сюжеты из Чернобыля, переданные специальным корреспондентом программы Александром Крутовым и отснятые оператором Евгением Шматриковым. Два десятка «роликов». Да, это была настоящая «гонка на «Время»…
Трудности коллег из телевидения понятны: если мне иногда достаточно было взять интервью и, как говорится, описать место действия со слов очевидца, то «телевизионщикам» необходимо было ПОКАЗАТЬ МЕСТО РАЗВЕРТЫВАВШИХСЯ ДЕЙСТВИЙ. А это не всегда просто, да и медицина, «обложившая» нас своими предосторожностями, система (в данном случае – оправданная) пропусков в зону работе не всегда помогали.
Был ли риск в этой командировке? На этот вопрос совершенно точно отвечает личный дозиметр. У всех нас этот «карандаш» показывал норму. И все-таки были насчет безопасности волнения? Да. Но абсолютно профессиональные. Журналисты из «Времени» вызвали опытных дозиметристов. И те скрупулезно, сантиметр за сантиметром, проверили… телевизионную аппаратуру – не стала ли она «грязной»?
Впрочем, я несколько покривил душой. Волновало, конечно, и другое. Как-то поздно ночью меня призвали в арбитры. Оператор утверждал: посмотри – кадры, снятые за день, невыразительны, вертолет пролетал неудобно для съемки, четвертого аварийного блока не разглядеть… Придется все переснимать! Где вновь достать вертолет?.. Шматриков оказался чрезвычайно требователен к своей работе. И только после долгих уговоров удалось его убедить, что тема получилась.
Популярность корреспондентов «Времени» среди киевлян, которые, так уж случилось, узнавали о происходящих рядом событиях из Москвы, была велика. И однажды всех нас выручила. В очередной раз возвращались со станции. Ночь. Попали в страшную грозу. Из окна вертолета казалось, что молнии, словно светящиеся столбы, проходят прямо рядом с кабиной. Потоки дождя заливали стекло… От аэродрома, куда мы сели, до города было добраться трудно – не было транспорта. Увидели светящиеся огоньки здания. Зашли в него. Оказалось, что это диспетчерский пункт и сидящий там генерал – он только что внимательно просматривал очередной выпуск «Времени» из Москвы – тут же узнал Крутова, столь неожиданно появившегося на ДП. Вопрос с транспортом был решен…
…Как оценить сделанное спецкорами программы «Время»? Первую оценку – почти пустынные улицы Киева в часы, когда шла программа «Время», я уже видел. Ее дали сами телезрители. Наверное, дотошный зритель, сидящий дома у экрана «в мягких тапочках», смог бы найти в этих роликах «огрехи» и «накладки». Но стоит ли? Не ищем же мы сегодня опечатки или не всегда литературно отточенные фразы во фронтовых корреспонденциях?.. Пусть сильное, но, на мой взгляд, допустимое сравнение.
Не все заботы и тревоги Чернобыля попали на экран ТВ – много здесь разных событий. У меня, например, в глазах до сих пор стоит старушка, что принесла на «проверку» – не заражен ли – свой хлеб. Чистой оказалась буханка. Жаль, что ее не увидели миллионы людей.
Известия, 1986 г., 24.05, № 144 (21586).