Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Прикусили языки…

П.Михалей. (Наш соб.корр.). Лондон

Заметки по поводу / [Від такого ж чую]

или Как оконфузились клеветники, спекулируя на событиях, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС

Реактор антисоветизма, приведенный в действие на Западе в связи с аварией в Чернобыле, еще не остудился, еще излучает злобу. Тем не менее «радиоактивная» пыль, пусть и оставляя в осадке все тот же пещерный антикоммунизм, медленно, но верно рассеивается. Платным клеветникам всех рангов становятся все трудные. Тем более – после выступления по советскому телевидению М.С.Горбачева.

Ясный, спокойный голос Москвы не мог оставить равнодушным никого из здравомыслящих и честных людей в Британии. Ибо речь шла о реальном столкновении с такой грозной силой, какой является ядерная энергия, вышедшая из-под контроля. В этом тесном, беспокойном, взаимозависимом мире, перенасыщенном по вине империалистических кругов США ядерным оружием, ни одна страна, ни один человек не может чувствовать себя спокойно, пока над человечеством вознесен дамоклов меч угрозы массового уничтожения. Меч, который Вашингтон сегодня вознамерился вдобавок ко всему поднять к вселенским звездам.

«Мы восприняли эту трагедию совсем по-другому. Мы понимаем: это еще один удар колокола, еще одно грозное предостережение о том, что ядерная эпоха требует нового политического мышления и новой политики». Эти слова советского руководителя созвучны беспокойству миллионов британцев. Ведь их земля, словно оспинами, утыкана американскими военными базами с ядерными ракетами [1], чья спящая до поры взрывная сила таит в себе убийственную мощь тысяч и тысяч Хиросим. Как последовательное выражение доброй воли Советского Союза, проявление нового политического мышления его руководства восприняли на Британских островах решение Москвы продлить односторонний мораторий на ядерные испытания до 6 августа нынешнего года.

На следующий же день изложения этого и других советских предложений, высказанных М.С.Горбачевым, заполнили полосы всех без исключения английских газет, нашли отклик среди политических и общественных деятелей, простых граждан, людей порой самых различных убеждений [2].

– Наше Общество, все его активисты на местах с огромным удовлетворением восприняли мудрый и гуманный шаг Советского правительства о продлении моратория. Мы сразу же приступили к разъяснению новых мирных инициатив СССР в самых широких аудиториях, – сказал в беседе со мной президент Общества британо-советской дружбы Эндрю Ротштейн. – Сегодня необходимо показать, кто же упорно саботирует миролюбивые советские инициативы, толкая человечество к ядерной пропасти. Хотя должен заметить, что простые англичане, как говорится, «люди с улицы», уже разобрались, что адрес этих сил – Вашингтон, а также ряд столиц НАТО. Мои соотечественники клеймят ядерное оружие, требуют прекращения его испытаний [3]. Другое дело, что их голоса не желают слушать на Даунинг-стрит, 10. Их письма не очень-то жалует буржуазная пресса. Аморальность и беспардонность средств массовой информации Запада еще раз проявилась в связи с событиями вокруг Чернобыльской АЭС, когда они, по справделивой оценке советского лидера, нагромоздили горы лжи – бессовестной и злопыхательской, и все ради того, чтобы попытаться опорочить Советский Союз, посеять семена недоверия к социализму.

Показательно, что недостойную кампанию западной прессы пусть и с оговорками, но впервые в местной буржуазной печати признал обозреватель респектабельного еженедельника «Обсервер» Нил Ачерсон.

Вот что он, в частности, пишет: «Советское освещение случившегося в Чернобыле было не столь поспешным, сдержанным, но правдивым с самого начала. Западное же было скоропалительным, массированным и вводящим в заблуждение». С этих слов генеральный директор МАГАТЭ доктор Ханс Бликс, только что вернувшийся из Москвы, Киева и Чернобыля, начал свое выступление в Вене перед интернациональной прессой, в подавляющем большинстве из стран некоммунистического мира.

Я думал, что последует бунт или взрыв возмущения в зале. Ничего подобного. Реакция большей части аудитории оказалась спокойной, едва ли не раскаивающейся. Явно ощущалось молчаливое признание: да, средства массовой информации Запада действовали необузданно, явно преувеличивая в своих репортажах суть случившегося на Чернобыльской АЭС. Доктор Бликс – безусловный авторитет. Он – ведущая фигура в ядерной индустрии, эксперт с мировым именем в проблемах невоенного использования атома [4]. С ним трудно спорить, когда он настаивает на своей трактовке событий…

Действительно, первоначальная нехватка информации породила вопль ликования, словно взрывом выброшенный из недр западных средств массовой информации.

Телевидение Британии в одну памятную ночь уверяло нацию, что 180 тонн расплавленного урана под основанием АЭС проникли в землю, отравив почвенные воды. Это была та самая ночь, когда наши эксперты «горячо дебатировали» экономические перспективы Советского Союза, дескать, потерявшего такую хлебную житницу, как Украина.

В Вашингтоне официальные лица жизнерадостно спекулировали на трагедии, происшедшей на советской АЭС, оставив без внимания свою собственную агонизирующую ядерную индустрию, то и дело наносящую урон им самим. «Общий рынок» заявлял о необходимости тотального запрета ввоза продуктов из Восточной Европы. И т.д., и т.п… Да, те, кто говорит: «Красная ядерная индустрия плохая, а наша – хорошая», еще более опасны, чем радиоактивный выброс. Ведь когда взорвался «Челленджер» и семь членов экипажа погибли, мои друзья, находившиеся в Москве, говорили мне, что волна искреннего сочувствия и симпатии охватила советскую публику [5]. «Почему же ничего подобного не произошло на Западе?» – задается вопросом английский журналист.

Но прежде всего – смотря о ком на Западе идет речь? Если говорить о простых англичанах, то нельзя без волнения читать их письма в советское посольство в Лондоне, часть которых опубликована в «Комсомольской правде» (См. номер газеты за 15 мая с.г. [примітка автора]). Следовательно, имеется в виду бессердечная, спекулятивная позиция все тех же средств массовой информации Запада и их хозяев. Автор статьи в «Обсервер» далее утверждает, что в случае с «Челленджером» все дело было в том, что миг трагедии транслировался по телевидению. Из логики его утверждений следует, что покажи по телевидению сам момент аварии на Чернобыльской АЭС, то это вызвало бы на Западе взрыв симпатий, а не клеветы. Да и к тому же на Чернобыльской АЭС, понятно же, не предполагалось круглосуточно держать телекамеру, на то и есть незапланированный несчастный случай…

И все же, несмотря на его оговорки, будем благодарны журналисту «Обсервера» за показ истинного лица «свободной прессы» опять же «свободного мира».

Другой разоблачительный материал появился на днях в «Гардиан». Вашингтонский корреспондент газеты Марк Трэн передал статью под красноречивым заголовком: «Чернобыльский реактор столь же надёжен, как и западные модели. Эксперты признали преувеличение опасности советской конструкции» [6]. Далее он пишет: «В первоначальных сообщениях об аварии на АЭС ее оборудование было охарактеризовано в США как убогое, обычно производимое в слаборазвитых странах «третьего мира». На сегодня эксперты ядерной индустрии убедились, что Чернобыльская АЭС, вызывавшая тревогу, как опасная и ненадежная конструкция, соответствует всем стандартам западных реакторов и имеет много общего с действующими американскими модификациями [7]. Было подчеркнуто, что ряд местных ядерных АЭС [8], производящих плутоний для военных целей США, не имеет столь мощных защитных сдерживающих стен.

Последнее обстоятельство было особенно выделено представителем антиядерного движения в Вашингтоне Майклом Мариоттом, отметившим, что сооруженный по самым современным стандартам советский реактор способен был выдержать гораздо большее давление, чем ряд АЭС, действующих в США. «Наше первое впечатление базировалось на сведениях о других более старых моделях советских АЭС, – признал другой эксперт Роберт Бернеро. – Но затем мы с помощью ЦРУ, технической литературы и из других источников узнали, что это современнейшая АЭС. Стены вокруг чернобыльского реактора были поистине массивными и стойкими».

Еще на прошлой неделе представители форума атомной индустрии уверяли всех и вся: «Здесь, в США, подобное не может случиться», – ссылаясь на то, что советский реактор, в отличие, мол, от американских, не соответствует общепризнанным мировым стандартам [9]. Сегодня же эксперты форума резко изменили тон. Их официальный представитель по связи с общественностью Дональд Вильсон соглашается, что прежние суждения о Чернобыльской АЭС были слишком далеки от истины. «Конечно, мы допустили здесь некоторое упрощение», – не без смущения отметил он.

«Упрощение». Ничего не скажешь, деликатный лексикон у тех, кто еще вчера не упрощенно, а изощренно лгал, но сегодня вынужден прикусить язык… Как говорится, лучше поздно, чем никогда.

Комсомольская правда, 1986 г., 24.05, № 119 (18622).

[1] Зауважу, що Великобританія мала й має свою ядерну зброю; окрім того, як любили повторювати європейці, «краще ракети в саду, аніж москалі у вітальні».

[2] Та яка нам користь з того відгуку? Якби вони подали чолобитну про включення Англійської РСР до складу Союзу – то була б інша справа.

[3] Але позбутися його і прямо запросити москалів до вітальні не поспішають. Погано старається пан Ендрю, хоч він і Ротштейн.

[4] Блікс перед тим, як стати начальником МАГАТЕ, був дипломатом, а не спеціалістом з використання ядерної енергії. Ця оцінка його фахових знань перебільшена.

[5] А у совєтській пресі піднялася хвиля найщирішого злорадства, велися розмови про провал космічної програми США і навіть висловлювались обережні припущення про затримку в роботі над СОІ.

[6] Нещасні радіокеровані (керовані по радіо з Москви) експерти не могли передбачити, що СССР пізніше сам визнає ненадійність РБМК.

[7] От вам і джерело натхнення совєтських конструкторів ядерних реакторів.

[8] А бувають ще особливі секретні неядерні атомні електростанції.

[9] Ніяких міжнародних стандартів на ядерні реактори не існувало, і у вересні 1986 р. совєтська делегація внесла в МАГАТЕ пропозицію такі стандарти підготувати.