2.12.1987 За чертой милосердия
письмо комментирует общественность города / [І тут, і всюди – скрізь погано]
У жителей миллионного города тревожно на душе. В Уфе сосредоточено свыше 400 промышленных предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, энергетики и электрификации, минеральных удобрений… В воздух, воду и почву они ежегодно выбрасывают по нескольку сот тысяч тонн углеводородов, хлорных, сернистых и азотистых соединений, фенолов, аммиака, толуола – всего около двухсот наименований.
Особенно острая экологическая ситуация создалась в северной части города, где сосредоточены такие мощные предприятия, как объединение «Химпром», заводы синтетического спирта, три нефтеперерабатывающих и другие.
«Каждый из них,- говорится в коллективном (под ним три тысячи подписей) письме в «Правду», – служит серьезной угрозой здоровью людей, так как находится в черте города – до ближайших жилых домов 20 минут ходьбы. Загрязненность воздуха порой превыщает допустимые нормы в несколько раз. В поселке Новая Александровка (Орджоникидзевский район города) по утрам в квартирах дым стелется по полу, хотя всегда закрыты форточки».
В письме также говорится о странной позиции городских властей, которые из года в год скрывали от людей тревожные данные санэпидстанций, усугубляя тем самым драматизм обстановки. Так, давно уже следовало объявить о запрещении употреблять воду из колодцев, овощи и фрукты, выращенные в радиусе 10 километров от заводов, но и сегодня в опасной зоне расположено густое кольцо коллективных садов [1].
О тревожной экологической обстановке в промышленных городах республики – Уфе, Салавате и Стерлитамаке – говорилось на сессии Верховного Совета Башкирской АССР летом этого года. По двум последним городам разработан план мероприятий: намечается в 12-й и 13-й пятилетках осуществить здесь реконструкцию и техническое перевооружение действующих производств, строительство природоохранных объектов. На эти цели выделяется около 500 миллионов рублей. Предусмотрено также закрыть ряд производств, наиболее вредно влияющих на окружающую среду.
В Уфе пока не зашло так далеко, токсичными выбросами атакована только часть города. Кардинальными мерами обстановку можно поправить. Однако на пути встали интересы министерств и ведомств, которые не только не вступают в активную борьбу за чистоту природной среды, а напротив, собираются загрязнить ее еще больше. Так, Минудобрений СССР уже начало строительство – опять же в черте города – крупного производства поликарбонатов. На очереди – комплекс производств химического волокна. Это-то и переполнило чашу терпения уфимцев.
Прокомментировать их письмо и в целом экологическую ситуацию в городе я попросил ученых, представителей общественности Башкирии. Привожу текст их комментария, переданный в уфимский корпункт «Правды».
«50 лет назад на высоком берегу реки Белой, в двух десятках километров от окраины Уфы, возник невиданный для этих мест завод по переработке недавно открытой башкирской нефти. В суровые годы Великой Отечественной войны каждый третий литр бензина и дизельного топлива для нужд фронта дал Уфимский нефтеперерабатывающий завод. Потом строились все новые предприятия химического профиля, стремительно рос город, промышленная и жилая зоны двигались навстречу друг другу. Сегодня они сомкнулись вплотную.
Для оценки степени загрязненности наука выработала единицу измерения: предельно допустимая концентрация (ПДК) того или иного вещества в окружающей среде. Это такая концентрация, выше которой блага технического прогресса превращаются для человека в источник его недугов, черта, за которой кончается милосердие.
По имеющимся данным, в жилой зоне Орджоникидзевского района города превышение нормативов ПДК составляет: по хлору – в 8,3, по хлорфенолам и бензпирену – почти в 3, по хлористому водороду [2] – в 1,6 раза. Это – средние значения, а в дни залповых, аварийных выбросов степень загрязненности атмосферы еще возрастает. Так, в мае 1985 года концентрация бензпирена в воздухе превысила ПДК в десятки раз!
Все это не может не сказываться на здоровье горожан. Жители Орджоникидзевского района болеют в полтора раза чаще, чем жители Ленинского района, едва ли являющего собой эталон чистоты. Детская заболеваемость здесь выше в 2,5 раза.
За последние шесть лет на природоохранные мероприятия затрачено около 70 миллионов рублей. Каков результат? Уфимский воздух стал еще грязнее. Произошло это потому, что за то же время на уфимских заводах были развернуты крупные производства по получению ароматических углеводородов, высших жирных спиртов, дифенилпропана, некоторых ядохимикатов, увеличен выпуск фенола и ацетона. Технология же этих производств с природоохранной точки зрения несовершенна.
Таким образом, Уфа постепенно превращается в место, малопригодное для проживания людей. И никакими доводами это нельзя оправдать. Мало того, ближайшее будущее не сулит улучшения. Начатое недавно строительство производств химических волокон, поликарбонатов на ПО «Химпром» приведет к дополнительному загрязнению окружающей среды.
Полсотни лет назад небольшой по современным масштабам завод, имеющий дело лишь с углеводородным сырьем, наши отцы и деды разместили в 20 километрах от города, А ныне даже производство, использующее вреднейшие вещества как исходный продукт для синтеза, строится в черте города. Где же чувство ответственности у иных хозяйственников?! Чем объяснить слова одного из заезжих ведомственных руководителей, который на площадке будущего производства поликарбонатов убеждал строителей: «Надо торопиться, пока не опомнились, как с поворотом рек. Чем больше закопаем в землю миллионов, тем меньше вероятности, что нас остановят»?
Всем, у кого отсутствуют ведомственные шоры, ясно, что экологическая обстановка в Уфе требует принятия экстренных мер. Для оздоровления окружающей среды надо прекратить строительство новых заводов и производств, возводимых вопреки и в нарушение постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, осуществить модернизацию и реконструкцию устаревших технологических установок, переходить на новые безотходные технологии, закрыть физически изношенные производства, вывести постепенно за черту города комплекс установок ПО «Химпром» по производству и потреблению хлора, пока же прекратить отгрузку на сторону жидкого хлора, представляющего значительную опасность [3], в соответствии с санитарными нормами проектирования промышленных предприятий создать трехкилометровую санитарно-защитную зону вокруг заводов, организовать полигон для утилизации и обезвреживания токсичных отходов производства.
Самое же главное – министерствам и ведомствам пора перестать рассматривать Уфу только как промышленную площадку для размещения химических заводов.
Мустай Карим, народный поэт Башкирии, лауреат Ленинской премии. Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета РСФСР; Р.Кудояров, доктор медицинских наук, профессор; М.Сафаров, доктор химических наук, профессор; Р.Хлесткий, доктор технических наук, профессор; М.Чванов, председатель комиссии Союза писателей Башкирии по охране природы, памятников истории и культуры».
Остается добавить, что требования уфимской общественности имеют под собой правовую основу. Еще в 1981 году было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об ограничении промышленного строительства в крупных городах». Однако прежнее руководство автономной республики грубо проигнорировало требования постановления, из престижных соображений давало разрешение министерствам на строительство все новых и расширение действующих производств без соблюдения санитарных норм.
Для примера: сернистые соединения выбрасываются практически без очистки, так как газоочистное оборудование неэффективно и часто выходит из строя. Такое же положение и с соединениями хлора, особенно на производстве гербицидов. Только одна печь по сжиганию кубовых отходов выбрасывает в воздух больше 400 тонн хлористого водорода в год. Ежегодно предприятия Уфы приобретают около двух миллионов ртутьсодержащих ламп, срок службы которых – несколько месяцев. Однако пункта по обезвреживанию использованных ламп не существует, ртуть идет на свалку. А всего, по данным городской санэпидстанции, на предприятиях города ежегодно образуется более 100 тысяч тонн токсичных отходов.
Из них только 35 тысяч подвергается обезвреживанию и только четыре тысячи тонн – утилизации. Вся остальная масса складируется на территории предприятий или тайком вывозится за их пределы. Десятки лет идет разговор о создании полигона для захоронения вредных отходов, но дело с места не сдвинулось.
– Сегодня главная задача состоит даже не в том, чтобы очищать выбросы газов и сточных вод, а в том, чтобы предотвратить их образование, – сказал в беседе со мной директор НИИнефтехима доктор технических наук профессор Р.Масагутов. – Нужны новые технологии и совершенствование уже применяемых. На ПО «Химпром» это прежде всего касается установок по производству серной и хлорсульфоновой кислот. Кроме того, есть настоятельная необходимость вывода за пределы города производств хлора и хлорорганических продуктов.
Бесконтрольность развития химической промышленности в столице Башкирии вызывает тревогу как у населения, так и в различных инстанциях. На недавнем республиканском совещании по перестройке здравоохранения серьезную озабочевность по этому поводу выразил первый секретарь обкома КПСС Р.Хабибуллин. Заместитель председателя Госкомитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды В.Соколовский на совместном заседании постоянных комиссий Верховного Совета СССР отметил, что в ряде городов, втом числе в Уфе, создалась напряженная экологическая обстановка, высок уровень загрязнения воздушного бассейна. По этой причине Госкомгидромет считает недопустимым ввод новых мощностей до осуществления мер, обеспечивающих полное оздоровление окружающей среды.
В.Прокушев. (Корр. «Правды»). г.Уфа.
Правда, 1987 г., 2.12, № 336 (25323)
[1] Підкреслю, що ніякої радіоактивної аварії в Уфі не було.
[2] Тобто соляній кислоті, HCl.
[3] Як ми бачили на прикладі пригоди в Анау (“Облако газа окутало состав” під 11 липня 1987 р.).