Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

9.09.1987 АЭС: куда девать отходы?

Ю.Жуков

Наука и техника за рубежом

В конце августа в Париже состоялась уже вторая по счету международная научная конференция, посвященная проблеме отходов атомных электростанций. На протяжении четырех дней 640 специалистов из 23 стран искали ответ на вопрос о том, как быть с этими отходами, количество которых стремительно возрастает по мере развитии атомной энергетики.

По подсчетам ученых, только западные державы к 1995 году накопят около 55 000 тонн отработанного, но все еще обладающего радиоактивностью атомного горючего, а к 2000 году эта цифра достигнет 125 000. Куда же их девать? Чем дальше, тем эта проблема становится острее, в частности для Франции, где атомная энергетика особенно развита.

Пока что радиоактивные отходы герметически изолируются в бетонных контейнерах либо в железных бочках, которые затем укладываются в своего рода бетонные саркофаги. Один такой огромный склад находится в Бретани, на северо-западе Франции, но он скоро будет переполнен, и в 1990 году его придется закрыть. Поэтому решено создать новый склад на территории департамента Об, в районе селений Сулэн, Эпотемон и Вилль-о-Буа – он раскинется на ста гектарах. Стоимость этого огромного склада радиоактивных отходов – полмиллиарда франков.

Предполагается, что он будет заполнен уже через 30 лет, после чего за ним придется вести пристальное наблюдение еще на протяжении 300 лет, пока не распадутся радиоактивные элементы. Проблема осложняется тем, что, как выразилась недавно газета «Матэн», бетонные контейнеры «имеют тенденцию трескаться по истечении некоторого времени согласно законам эволюции материалов, которые пока еще полностью не исследованы».

Такие же трудные проблемы встают и перед всеми государствами, которые обладают атомными электростанциями. Как же быть? Что делать? На эти вопросы президент комиссариата по атомной энергии Жан-Пьер Капрон, открывая 24 августа международную конференцию в Париже, ответил так: «Единственно ответственный подход по отношению к судьбам грядущих поколений – это переработка отходов атомных электростанций». Французские ученые уже накопили некоторый опыт в этом деле. После того как отходы изъяты из реактора, они сохраняются в изоляции на территории атомной электростанции в течение года, утрачивая некоторую часть своей радиоактивности. Затем их доставляют на опытный завод, где они сначала выдерживаются на складе еще два года, затем механическим или химическим путем освобождаются от изолирующей их оболочки и растворяются в азотной кислоте. После этого путем некоторых процедур азотнокислые соли урана и плутония выделяются в виде твердого вещества и в дальнейшем могут быть использованы вновь.

Скептически настроенные специалисты других стран возражают: получение урана и плутония путем такой переработки обходится дороже, чем приобретение естественного урана, который сейчас относительно дешев. Американские и шведские ученые предпочитают подождать и посмотреть, как будут меняться цены на уран на мировом рынке. Если лет через 10-20 он подорожает, говорят они, тогда можно будет заняться переработкой отходов атомных электростанций. А пока что пусть они хранятся на складах.

В Англии, ФРГ и Японии специалисты подходят к делу не столь беззаботно – там вслед за Францией уже приступили к опытам по переработке отходов АЭС. Для этого создаются полностью автоматизированные заводы, где обеспечена должная безопасность от радиации – весь производственный процесс осуществляется без участия людей.

Из сообщений, сделанных на конференции в Париже, явствует, что Франция уже к 1992 году будет перерабатывать ежегодно 1 600 тонн отходов атомных электростанций, а Англия – 800 тонн. ФРГ готовится к 1995 году перерабатывать 350 тонн отходов, а Япония к тому же примерно сроку – 800 тонн в год.

Сообщая об этом, газета «Монд» пишет, что всего этого будет мало, поскольку к тому времени развитие атомной энергетики достигнет весьма широких масштабов. Таким образом, поставленный ребром вопрос о том, куда же девать отходы атомных электростанций, сохраняет свою актуальность.

Правда, 1987 г., 9.09, № 252 (25239).