Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

14.09.1987 Дороги мстят

В.Артеменко. (Корр. «Правды»). В.Гладилов. Зам.редактора газеты «Советская Каракалпакия». г.Нукус

Чрезвычайная ситуация / [І тут, і всюди – скрізь погано]

Водитель автобуса Н.Минажатдинов торопился. Даже приближающийся не охраняемый никем железнодорожный переезд не усилил его бдительности. А тем временем к этому же перекрестку катил локомотив. Но шофер не обратил внимания на световую сигнализацию, «не услышал» звуковые сигналы, которые усиленно подавал машинист. Минажатдинов на всех парах мчался к рельсам – надеялся опередить тепловоз. Но проскочить полотно ему не удалось. Сошлись пути локомотива и автобуса. Несмотря на то, что машинист применил экстренное торможение, удар был страшным. В результате столкновения 19 пассажиров погибло. Восемь человек подучили тяжкие увечья.

Халатность и безответственность не одного, а целого ряда работников различных служб стали причиной катастрофы. Условия для нее созревали, можно сказать, длительное время. Только за последние полтора года в Шуманайском автопредприятии № 41 Каракалпакского автотреста централизованных перевозок было зарегистрировано много дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями. И тем не менее никого из руководителей автотранспортных подразделений, работников, призванных по долгу службы отвечать за безопасность движения, это не насторожило. Никто и не подумал принять дополнительные меры и укрепить вконец расшатанную дисциплину, ужесточить контроль за работой водительского состава.

Именно поэтому водитель автобуса Н.Минажатдинов мог произвольно, ни с кем не согласовав, изменить утвержденный маршрут движения, который обычно не проходит через железнодорожный переезд. Сейчас можно только догадываться, почему он это сделал. То ли знакомых решил подвезти к самому дому, то ли рискнул на «левый» крюк. И собственной, и жизнями пассажиров оплатил он свое самовольство и лихачество.

И все же причины трагического случая надо искать не только в одном недисциплинированном человеке. Как выяснилось в ходе разбора, в Каракалпакии расхлябанность стала обычной нормой для многих хозяйственных руководителей, а безответственность – для работников органов внутренних дел и госавтоинспекции. Каракалпакское отделение Среднеазиатской железной дороги, последовав полезному почину белорусских коллег, формально отнеслось к введению различного рода технических новшеств, сокращению штатов [1]. При этом не учитывались местные условия и возможности.

Директор Шуманайского автопредприятия № 41 К.Есболов пустил работу на самотек. Очень редко проводился здесь инструктаж с шоферами и ремонтниками. Выезжая в рейсы, водители нередко не проходили, как это требуется, медицинский контроль. Только за последний год были зарегистрированы десятки аварий, в результате которых разбивалась техника. Но конкретные виновники выходили, как говорится, сухими из воды. Не один раз поступали сигналы от пассажиров: водители произвольно меняют маршруты движения, время отправления. И абсолютно никто из руководства даже не пытался отреагировать на эти жалобы.

Уже после трагического происшествия мы проехали по нескольким маршутам, ведущим из Шуманая в колхозы и совхозы, чтобы узнать, изменилось ли что-нибудь к лучшему. Увы, все та же произвольность в графике движения. На остановках водители стараются забивать так автобусы пассажирами, что те едва не падают из незакрывающихся дверей. В плохом техническом состоянии машинный парк, никакой критики не выдерживают многие участки автодорог.

Благодушно взирало на все это и руководство Каракалпакского автотреста централизованных перевозок, которому подчиняется шуманайское предприятие. Редкие наезды сюда работников контрольно-ревизионной службы и службы безопасности движения проходили примерно по одному и тому же сценарию: «ловились» один-два водителя, нарушавшие правила выдачи билетов пассажирам, штрафовались. На том контроль и заканчивался. Ни в коллективах автоколонн, ни в бригадах никогда не обсуждались случаи нарушения трудовой и государственной дисциплины. Все шло по принципу: «Ты – мне, я – тебе, мы – одна семья».

Когда-то шуманайское предприятие было на неплохом счету у автотранспортников автономной республики. Тогда, очевидно, и начал ослабевать контроль за его работой: и трест, и Минавтотранс Узбекистана требовали от шуманайцев лишь безусловного выполнения всё раздувающихся показателей, нисколько не заботясь о том, что это уже не подкрепляется ни техническими, ни людскими возможностями. «Подбрасывали» водителям и ремонтникам премии, которые нередко были не заработанными.

В автономной республике, как мы убедились, сотни и тысячи безграмотных и малограмотных водителей, которые мало знакомы с правилами дорожного движения, превышают скорости, совершают двойные и тройные обгоны [2]. И все сходит с рук… До тех пор, пока не случится очередная катастрофа.

МВД автономной республики ведет расследование уголовного дела. Областной комитет партии после тщательного разбора причин трагического происшествия исключил из КПСС директора шуманайского автопредприятия К.Есболова, объявил строгий выговор с занесением в учетную карточку управляющему Каракалпакским автотрестом централизованных перевозок М.Юсупову. Наказан и начальник ОВД Ленинабадского района Т.Ельмуратов. Все они освобождены от занимаемых должностей. Строгие партийные взыскания наложены также на целый ряд ответственных работников, среди которых министр внутренних дел Каракалпакской АССР В.Рыбаков, начальник республиканской ГАИ И.Сапаров, начальник каракалпакского отделения Среднеазиатской железной дороги Н.Эрметов, управляющий Каракалпакским дорожно-строительным трестом Ж.Жолдасов и многие другие.

Сейчас по поручению обкома партии разрабатывается комплекс профилактических мероприятий, которые должны предупредить дорожно-транспортные происшествия, создать безопасные условия для рсех участников дорожного движения. Насколько эффективными окажутся эти меры, – покажет время. А пока…

Вскоре после катастрофы в Ленинабадском районе крупная авария произошла в Кунградском районе. Ежедневно пресс-группа МВД Каракалпакии сообщает в местной печати: «Произошел наезд… в столкновении пострадало… в результате аварии госпитализировано…». Автодороги мстят за недисциплинированность и халатность, за безответственность и разгильдяйство.

Правда, 1987 г., 14.09, № 257 (25244).

[1] Тобто корисний, на думку комуністичних керівників, почин насправді виявився шкідливим.

[2] Цікаво, що там є такі дороги, де можна зробити потрійний обгон. В Україні тільки на дорозі Київ – Бориспіль можливий подвійний обгон, але потрійний – і там сумнівний.