4.09.1987 Беспечных море не прощает
И.Островерх. (Корр. газеты «Рыбак Литвы»)
Происшествия / [І тут, і всюди – скрізь погано]
Сейчас я могу до мельчайших деталей восстановить весь ход той трагедии.
Группа десятиклассников из Вильской школы Черняховского района Житомирской области приехала в Клайпеду поездом 25 июля. 26 учеников, четверо учителей. Деньги на туристическую поездку, организованную областным бюро «Спутника», ребята заработали Сами. Хорошо потрудились на каникулах в колхозе.
Но с погодой им на Балтике не повезло. Что ни день – холодно, ветрено. Так, что накупаться вдоволь не пришлось.
Кто первым предложил поехать к морю в тот день, сейчас установить трудно. Да это и неважно. Предложение с радостью поддержали все. Полотенец с собой никто не брал. Знали, что купаться опасно. На пляже уже который день висел черный флаг, запрещающий входить в море.
Но один из руководителей группы 25-летний учитель химии Анатолий Бондарь купаться ребятам все же разрешил. Вначале девушкам, а потом и ребятам. Затем в воде оказались двенадцать школьников. Ребята стали бравировать перед одноклассницами – все дальше и дальше уходить от берега. Анатолий крикнул, чтобы ребята вернулись. Однако штормовое море уже никого не выпускало. Бондарь бросился в воду, схватил за волосы потерявшую силы Валю Коцюбу и, гребя одной рукой, пытался выбраться на берег. Но силы были неравны, их относило в море.
Рассказывает водитель автобуса Михаил Чуйко:
– Дети тонут! – раздался на пляже крик женщины. Мы находились в метрах ста от купающихся. На ходу сбрасывая с себя одежду, ребята помчались по пляжу. Василий Кушнеров вместе с Андреем Ермоленко вытолкнули на берег кого-то из тонувших. Затем вновь бросились в море. Метрах в семидесяти от берега то показывались, то исчезали в волнах две точки. Это был Анатолий Бондарь и Валя Коцюба.
– К нам на станцию вбежала рыдающая женщина. «Люди тонут! Помогите!» – говорит Владимир Суков, спасатель, дежуривший в тот вечер. Мы с Витасом Янкусом схватили катушку с веревкой и побежали. Когда прибежали, то увидели, что на берегу лежали трое измученных парней. В метрах восьмидесяти от берега в море виднелись две точки. Когда я подплыл к ним, понял, что обессиленный парень пытается удержать за волосы девушку. Я вытянул их обоих на берег. Стали делать искусственное дыхание. Но девушку спасти не удалось. Погибли, спасая ребят, Василий Кушнеров и Андрюша Ермоленко, рабочие Гомельского производственного объединения «Гомсельмаш».
– Хорошие это были парни. Василий Кушнеров, наш бригадир, коммунист, мастер золотые руки. С ним мы восемь лет проработали. А Андрюше Ермоленко 25 лет должно было скоро исполниться… Почему в жизни так бывает, что хорошие, настоящие парни гибнут первыми? – таким вопросом закончился наш разговор с Валерием Карлашевым. Ребята из его бригады приехали в Клайпеду, чтобы забрать тела своих друзей.
«Да что теперь говорить! – слышал я не раз, когда заходила речь об этой трагической истории. – Не вернуть теперь уж их».
Нет, говорить об этом надо. Поименно назвать тех, кто, не раздумывая, бросился спасать жизнь ребят. Сергей Кусенков, Виктор Шаповалов, Александр Жук, Виктор Шкабарин, Анатолий Вороненко, Аркадий Герасимов, Виктор Ткач – рабочие Гомельского объединения «Гомсельмаш».
После приезда комиссии из республиканского и центрального «Спутника» в Клайпеде были введены дополнительные меры безопасности для туристических групп. Завели специальный журнал, где руководители стали расписываться после дополнительно проведенных инструктажей. Первую роспись поставил Юрий Клочков, руководитель группы из города Камышин Волгоградской области. В комнате «Спутника» как раз находились братья утонувшей Вали. Узнав подробности трагедии, Юрий уверенно сказал: «Да что вы так волнуетесь: мы ведь с Волги, так что знаем, как на воде себя вести».
А над клайпедскими пляжами развевались черные флаги… Где гарантия, что трагедия не повторится?
Комсомольская правда, 1987 г., 4.09, № 205 (19005).