19.09.1987 Беспечность
Полковник Я.Магерко
просчеты, из которых в Н-ской части не сделали выводов / [І тут, і всюди – скрізь погано]
В тот день воины радиотехнических подразделений выполняли необычные тренировочные задачи – проверялось их мастерство, слаженность, бдительность. Все шло вроде бы хорошо, и вдруг в конце дня звонок из вышестоящего штаба, который буквально ошарашил всех.
Оказалось, что подразделения пропустили контрольную цель – прошел незамеченным вертолет. Как же так, неужели никто не засек цель?!
Стали разбираться. Сверху вниз пошли телефонные звонки: «Почему не заметили вертолет?»
Где? Когда? Выяснили: пропустил радиотехнический батальон под командованием майора Ю.Казакова. Запрос далее пошел на КП этого батальона. И тут услышали ответ, который всех успокоил. Майор Ю.Казаков докладывал, что цель была засечена. Расчет РЛС во главе со старшим прапорщиком И.Лайбу обнаружил маловысотную тихоходную цель, выдал данные капитану О.Северюхину. Тот в свою очередь передал информацию на ближайший зенитный ракетный дивизион. Стреляющий подполковник С.Рогатин произвел меткие пуски, цель была «уничтожена».
Вот, оказывается, как здорово сработали. И пошли звонки в обратном направлении: вышестоящему штабу докладывали, что вертолет вовсе не пропущен, а был сбит.
Учеба есть учеба, и вертолет, понятно, был сбит условно, обломки его не предъявишь. Но вот неувязка: ведь бой, даже если он и учебный, все равно реально, а не условно отображается в средствах объективного контроля. Здесь же ни на планшетах специалистов радиотехнической части, ни в других документах о том бое по сути дела никаких следов не осталось. Да и не могло их остаться, потому что цель была пропущена.
Правда, подчиненные старшего прапорщика И.Лайбу засекли вертолет, но информация от них к планшетистам на КП пошла неустойчивая, а те, зафиксировав несколько засечек от цели, потеряли к ней интерес. Иначе, как халатностью, беспечностью, это не назовешь.
А вот в радиолокационной роте, которой командует капитан В.Карпович, этот вертолет вообще никто не заметил. И не потому, что не сумели обнаружить, просто проявили халатность.
Причиной этой вопиющей беспечности явилось то, что в том районе работала сельскохозяйственная авиация. Вот и решили: коль цель тихоходная, значит, кружит «кукурузник». Ну и пусть себе летает. Хотя в этих условиях, наоборот, надо было повысить бдительность.
Особо хочется сказать о том, что каждый такой случай, уж коль он произошел, должен быть предметным уроком – чтобы впредь не повторилось подобное очковтирательство. А для этого надо не замалчивать недостатки, а говорить о них во всеуслышание, вскрывать причины, принимать эффективные меры. Справедливости ради надо сказать, что данный случай пропуска цели, как говорится, не прошел бесследно, по нему приняты некоторые меры. Коммунисты майор Ю.Казаков и капитан В.Райков получили взыскания.
Но дело ведь не только в наказании виновных. Важно, чтобы люди понимали, какая высокая ответственность лежит на нас, что в службе воинов ПВО, несущих боевое дежурство, особенно недопустимы халатность, небрежность, беспечность. А в данной части такие случаи, к сожалению, не редкость. И одна из причин их повторяемости в том, что не всегда они предаются широкой огласке.
Недавно, например, при обслуживании радиолокационной станции старший инженер комплекса перепутал полюсность подключения антенн. И вот на очередном занятии специалисты встретились с таким явлением: полеты самолетов вдруг стали восприниматься как полеты с противоположного направления. Кто виноват – техника? Нет, конкретный специалист. Но вот как отвеслись к этому факту в части. Подполковник А.Шумилов, расследовавший данный случай, на другой день забыл фамилию офицера, «перевернувшего» небо. А ведь за тем случаем не просто техническая ошибка, а прежде всего опять-таки халатность.
Или тот же пример с пропущенной целью. С кого все началось, кто первый «потерял» цель? Планшетист рядовой А.Солнцев. Казалось бы, надо обязательно провести специальное занятие, посвященное разбору ошибки, с теми, кто первым вступает в «контакт» с целями, – с операторами, планшетистами, дикторами.
– Трудно их собрать, – говорит майор Н.Андросов.
«Трудно» – не причина, отговорка. В части много говорится хороших, правильных слов о перестройке. Но сегодня реальный вклад в перестройку – это конкретные дела, конечный результат работы. Нельзя надеяться на высокий результат там, где снисходительно смотрят на недостатки.
А в части именно так нередко подходят даже к важным вопросам, связанным с подготовкой к боевому дежурству. Данный случай с пропуском цели – красноречивое тому свидетельство. Кто, на каком этапе и почему допустил ошибку, в чем ее суть – все это должно бы стать предметом дотошного, скрупулезного анализа. Однако не стало.
Как ни странно, тон в снисходительной оценке случившегося задают коммунисты-руководители. Когда на партийном собрании рассматривалось персональное дело коммуниста В.Райкова, бывшего в тот день оперативным дежурным, командир части «смягчил» его вину – во многом, мол, виноват я сам. Райкову объявили… порицание. Соответствует ли такая мера воздействия степени вины коммуниста? Вряд ли. Думается, коммунисты потому так мягко поступили, что недостаточно глубоко вникли в суть его проступка. А она – в халатности. Имея некоторую информацию о цели, офицер не стал уточнять ее классификацию, попросту говоря, махнул на нее рукой – коль тихоходная, значит, сельхозавиация…
Размышляешь над этими фактами и невольно думаешь: насколько живучи старые подходы, взгляды. И как необходимо всем нам повышать требовательность к себе и другим, взыскательность, решительно выступать против попустительства, халатности.
Красная звезда, 1987 г., 19.09, № 214 (19401).
Матіас Руст, прочитавши цю статтю, вирішив, що зможе цілком безпечно долетіти до Червоної площі в Москві. І він не помилився.