27.09.1987 Славутич – стройка всенародная
И.Тихомиров. г.Киев
Довелось убедиться самому: Славутич – новый город энергетиков Чернобыльской АЭС – растет не то что по дням – по часам. Старший прораб «Тбилгорстроя» Мурман Геленидзе в темпе провел по этажам первой смонтированной пятиэтажки. Недолгая задержка – для деловых переговоров. Мурман Отарович еще накануне получил согласие армянского мастера-каменотеса Г.Погосяна помочь облицевать цоколь здания. Теперь Гарник Гричикович пришёл снять размеры и «пощупать» материал.
И вот за какие-то полчаса песчаная дорога, по которой корпунктовская «Волга» подъезжала к сооружаемому грузинскими строителями кварталу, оказалась уже присыпанной щебнем. На ней появились грейдер, каток.
– У всех народов, – дал объяснение таким темпам работы председатель Славутичского горисполкома А.Паньков, – есть обычай всем миром возводить жилье односельчанам. У нас на Украине это называется «толокой». За один день таким образом ставится хата. Восемь братских республик – Прибалтики и Закавказья, Россия и Украина озводят каждая свою часть города. Понятно, это совсем не то, что хату поставить, одним днем не обойдешься, но делается все споро и на совесть.
Минувшей осенью Славутича еще и на карте не было. Впрочем, не было и названия. Ясно тогда стало, что вместо покинутой после чернобыльской беды Припяти нужно возводить для энергетиков новый город. И безотлагательно. Новостройке – важнейшей составной части крупномасштабной программы ликвидации последствий аварии – определили предельно сжатый срок: два года.
Ни одной, пусть самой сверхмощной, организации задача была бы не по плечу. Потому, как и в первые после беды дни, на помощь украинским энергетикам пришла вся страна.
– Желающих отправиться в командировку, – рассказывает бригадир рижского треста крупнопанельного домостроения Майрис Балтыньш, – оказалось намного больше, чем требовалось.
Отношение к делу свидетельствует: энтузиазм был непоказной. Первый же дом в латвийском квартале Славутича вырос на треть быстрее, чем строится обычно в Риге, где выверена технология, да и вообще – все рядом. И это не какое-то исключение. Превышающие обычные нормы темпы взяли посланцы всех республик.
– Только не в ущерб качеству, – счел необходимым подчеркнуть в завязавшейся беседе на площадке литовских строителей Стасис Ямантас. – Могу ли я допустить, чтобы из-за чьей-то персональной небрежности новосел плохо судил о моем народе вообще?
Лучшие из лучших конструкции домов выбирали для Славутича в республиках. И возводить их доверили лучшим. Мечта – построить город краше покинутой Припяти – становится явью.
– Как и на всякой стройке, случаются и у нас неувязки. Сообща, по-деловому их устраняем. Принятый темп работ удерживается постоянной готовностью прийти на помощь материалами, механизмами, специалистами. И это при жарком накале трудового соперничества, победителям которого вручаются знамена и премии, – говорит заместитель начальника республиканского профсоюзного штаба стройки И.Кривошеев, а потом с улыбкой добавляет, что и в завершившейся недавно спартакиаде города Славутича борьба велась без компромиссов.
Вот так ставший плотью советских людей интернационализм помогает решать, казалось бы, неразрешимую задачу.
Комплексная бригада строителей (слева направо) – А.Сруоге, Ф.Зайпаускас, А.Мирошниченко, И.Венцкус, И.Шештолас и В.Блююс. Фото Т.Жебраускаса
Правда, 1987 г., 27.09, № 270 (25257).