Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

7.3. Потенциал среды маркетингового менеджмента и модуля механизма жизнедеятельности

Бритченко И. Г.

Основными принципами маркетинга являются:

– Принцип приведения производства в соответствие со спросом и поведением потребителей, непосредственно исходящих от рынка.

– Завоевание рынка посредством стратегического планирования на основе маркетингового процесса.

– Принципы мониторинга внешней (маркетинговой) среды, которая является одним из инструментов маркетинга (рис.7.4).

Рис. 7.4. Инструментарий маркетинга…

Рис. 7.4. Инструментарий маркетинга (как социально-экономической технологии)

Все компании функционируют в маркетинговой среде и преуспевают до тех пор, пока их товары и услуги соответствуют этой среде.

Маркетинговая среда формируется из множества действующих на компанию извне субъектов и факторов, которые влияют на развитие и поддержание службами маркетинга выгодных взаимоотношений с целевыми клиентами. Основой организованности банковского рынковедения (рис.7.5) выступает прежде всего организованность самой организации.

Рис. 7.5. Схема структуры…

Рис. 7.5. Схема структуры организованности банковского рынковедения

Маркетинговую среду можно подразделить на микросреду (внутреннюю) и макросреду (внешнюю). Микросреда представлена силами, которые имеют непосредственное отношение к самой организации. Макросреда представлена силами, которые оказывают влияние на микросреду.

Микросреда состоит из пяти элементов:

– внутренней среды компании, в которую входят ведомственные и административные структуры, воздействующие на принятие решений со стороны управляющих маркетингом;

– каналов маркетинговой корпорации – фирм, помогающих компании создавать потребительскую ценность, которые подразделяются на поставщиков и маркетинговых посредников (компании по организации товародвижения, дистрибьюторские компании, финансовые посредники, маркетинговые агентства);

– шести основных типов рынков, на которых фирма осуществляет свою деятельность: потребительский, рынок производителей, посредников, организаций, государственных учреждений и международный рынок;

– конкурентов компании, пытающихся переманить её клиентов;

– контактных аудиторий, проявляющих интерес к компании или оказывающих влияние на её способность достигать маркетинговых целей (это финансовые круги, средства массовой информации, государственные учреждения, общественные движения и др.)

Анализ макросреды показывают следующее:

– Окружающая среда (как маркетинговая) несёт в себе новые возможности и новые угрозы. Основная ответственность за определение изменений в макросреде лежит на маркетологах. Руководители отделов маркетинга должны вести мониторинг за развитием тенденций и постоянно искать перспективные возможности.

– Появление возможностей связано с возникновением и развитием тенденций и мегатенденций (медленно развивающиеся крупные социальные, экономические, политические и технологические тенденции, которые, оформившись в течение7-10 лет, оказывают влияние на человечество).

– В постоянно изменяющемся глобальном мире компания должна отслеживать влияние шести основных факторов: демографического, экономического, природного, технологического, политического (законодательство) и социального (культурного).

В демографической среде маркетологов интересуют темпы роста численности населения, изменение возрастной структуры, этнического состава и уровня образования, увеличение числа нетрадиционных семей, миграции и переход от массовых рынков к микрорынкам.

В экономической среде изучают распределение доходов, уровни цен, сбережений, задолженностей и доступность кредита.

В природной – исследуют сокращение запасов природных ресурсов, удорожание энергии, рост загрязнения окружающей среды и изменение роли государства в защите природы.

В технологической среде изучают ускорение научно-технического прогресса, появление возможностей для открытий, увеличение ассигнований на НИОКР и ужесточение государственного контроля над развитием технологий.

В политической среде наблюдают за соблюдением законов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

В социальной же среде (культурной) интересуются пониманием отношения людей к самим себе, другим людям, различным организациям, к обществу, природе и мирозданию. Знать, какие продукты соответствуют базовым, а какие – вторичным ценностям, и учитывать интересы субкультур, существующих в обществе, вот, что необходимо знать маркетологу.

Макросреда включает основные силы, которые могут как предоставить возможности, так и создавать угрозы. Поэтому важна целенаправленная ориентация.

Установление целей является необходимой предпосылкой успеха. Цели – изначальный элемент маркетинговой деятельности, они задают и определяют все другие составляющие.

Цели бывают индивидуальные и организационные. Люди организуются, так как верят в то, что это самый эффективный путь достижения своих целей. С этой точки зрения организация – это обмен личной независимости на достижение целей. Организоваться – значит разрешить другим направлять ваше поведение.

Цели индивида – это единственные цели, которые существуют в мире, так как они строятся на его неудовлетворительных потребностях. Все остальные цели являются организационной трансформацией целей индивида. Чтобы достичь личные и организационные цели, люди добровольно оставляют часть своих индивидуальных свобод, так как способны оценивать свои позиции относительно других позиций и воспринимать другие цели (группы, организации) как свои собственные. Цели должны стоить того, чтобы к ним стремиться.

Цели организации – это цели, общие для всех членов. Её цель – служить всем участникам процесса путём увеличения их возможностей в достижении своих целей. Максимизацию прибыли можно считать одной из главных целей организации.

Цели становятся инструментом маркетинга, когда они чётко сформированы в письменном виде, когда они известны работникам и ими приняты к исполнению. Поэтому к целям предъявляются требования достижимости и реалистичности; мотивированности; формализуемости; наличия обратной связи и др.

Цель как атрибут свободного человека, свободного предприятия, предполагает выбор другого состояния маркетинга или его поведения. В литературе встречаются термины, отождествляемые с понятием цели. Это такие термины как «миссия», «стратегия», «задачи», «политика» и др.

Обычно миссией называют общую цель, вызывающую у членов организации состояние устремляемости к чему-то. Организация исполняет много ролей: производителя, потребителя, поставщика, нанимателя, налогоплательщика и др. Миссия – это цель, объединяющая все множество ролей организации.

На основе миссии формируются долгосрочные (более года) цели организации или качественные результаты, которые не предлагается достичь за пределами планового периода. Поэтому стратегия – это способ, средство достижения долгосрочных целей. Краткосрочные цели (в пределах года), задания или задачи представляют собой результаты, которые предполагается получить в пределах планового периода. Политика, как и стратегия, относится к категории средств, но средств достижения краткосрочных целей или поставленных задач. Политика отвечает на вопрос: каким образом должны выполняться задачи? Действенными могут быть только цели, четко и ясно сформулированные и реальные. При этом необходимо определить содержание (что я хочу достичь) и объем (сколько я хочу достичь) в определенных временн(х рамках.

Если четко поставленная цель – это уже полдела, то не менее важным является исследование внешней среды, или того окружения, в котором функционирует организация. Это вторая половина успеха.

Под внешней средой иногда понимают то, через посредство чего организация проявляет свою сущность. Собственно, не что иное, как внешняя среда порождает саму организацию и органично с ней взаимодействует. Жизнедеятельность человека как способ существования и развития его биосоциальной, экономической и политической деятельности, как вечность выживания, составляют сущность внешней среды. Можно схематично представить механизм жизнедеятельности людей как взаимосвязь их начал (принципов) (рис.7.6)

В качестве таких начал механизма жизнедеятельности (как необходимостей и возможностей комплексов) определены следующие: ответственность (движущие силы, линии жизни), правление (правила игры, форма организации власти); экономия (экономические выборы людей о правилах хозяйствования); полития (умеренная демократия). Сущность названных комплексов проявляется в их взаимосвязи (возможности политии – это возможности экономии; возможности экономии – это возможности правления; возможности правления – это возможности ответственности).

В соответствии со схемно-функциональным подходом анализ этих комплексов следует производить как по горизонтали, так и по вертикали. Последний включает контрольный анализ (философский срез), а также содержательный, организационный, технологический, правовой, психологический и, наконец, комплексный.

Критерием такой схемно-функциональной таблицы («малой таблицы Менделеева», образно выражаясь) выступает интерес человека как мера всех его поступков и действий.