Мозаика и фрески
Шероцкий К.В.
По описаниям путешественников XVI в. вся древняя часть храма, не исключая хор, была богато украшена мозаикой и фресками, причем система росписи, судя по этим свидетельствам (Павел Алеппский), была та же, что в XI в. (св.София, Дафни, церкви в Фокиде и на Хиосе), но уже иного стиля эпохи Комнинов. Уцелевшая до нас мозаичная сцена евхаристии в алтаре представлена еще под сильным впиянием софийской; кивория (балдахина) здесь нет над престолом, но перед ним находится как бы на солее изображение мраморной алтарной преграды такой, какая употреблялась в древности [с.113] в храмах и подобная которой была, вероятно, в Михайловской церкви. Спаситель изображен дважды и апостолы подходят к нему тоже симметрично; ангелы в белых одеждах держат скрещенные рипиды; Христос преподает апостолам дискос (в Софии просто хлеб) и чашу; вверху славянская надпись : «приимите ядите сие есть тело мое и пиите от неё вси сия есть кровь моя новаго завета».
Техника и стиль этой мозаики иные по сравнению с софийской, краски серы (преобладают красные и белые матовые тона), фигуры непропорциональны, с несоразмерно малыми головами, руками, ногами и со спутанными драпировками, под которыми не чувствуется тела, но зато они сложнее и имеют много естественности в движениях и вследствие удлиненности своих пропорций отличаются грациозностью; вообще, нет исправнаго рисунка и свободы искусства македонян, но в усложненных формах еще живет традиция высокоразвитой декоративной школы, отразившейся в то же время в сицилийских мозаиках. Как и в Дафни здесь сильна живописная тенценция и утонченность, заметная в Византии с конца XI в. и достигшая своего развития в XII в. в Марторане. Фигуры сильно рисуются, благодаря золотому фону. Мозаика однако сохранилась очень плохо, и многия части подмалеваны красками (престол, головы некоторых апостолов слева и др.).
По сторонам евхаристии на пилястрах столбов уцелели мозаичные фигуры первомученика Стефана (направо) с кадильницей в руке и с тонзурой на голове, а на лево – великомученика Димитрия с копьем и щитом в воинских доспехах. Мозаичные бордюры из крестов и арабесков на золотом фоне напоминают орнаменты Софийскаго собора. На основании технических несовершенств, а также и славянских надписей все исследователи склонны считать мозаики Михайловскаго монастыря произведением русских мастеров. Таким образом, эти мозаики представляют большую важность для истории русскаго искусства. Наличность русских мозаистов застававляет [с.114] допускать многочисленность мозаичных росписей, выполненных в Киеве, а равно и открытые здесь мозаичные мастерские. Летописи, кроме того, называют по именам некоторых киевских мастеров, напр., печерскаго инока Алимпия, которому некоторые склонны (проф. Айналов) приписать и Михайловские мозаики.
Кроме мозаик, на стенах Михайловскаго храма сохранилось несколько фресок иной техники и иных по колориту, чем фрески св.Софии. Эти фрески открыты в 1888 году на столбах алтарной арки; здесь изображены слева архангел Гавриил благовествующий и направо богоматерь, сидящая в богатом византийском кресле за пряжей среди пейзажа (деревцо и здания города), т.е. сцена Благовещения. Кроме того, на левом столбе изображен седовласый пророк Захария с заповедями на челе и с ладонницей и кадильницей (древней формы) в руках; на нем поверх хитона и гиматия наброшен плащ, застегнутый фибулой. На правом столбе тоже представлен пророк Самуил (в той же одежде); вверху на перевитых узлом столбах (романского типа, как на поздних византийских миниатюрах) изображены два столпника, заставляющих вспомнить направление киевскаго аскетизма, идущего к востоку. Тона одежд те же, что на алтарной мозаике, несколько резкие по сравнению с общим колоритом софийских росписей; фон синий; рисунок (Праховым) реставрирован, но все же дает возможность поставить эти фрески посередине между софийскими и теми, которые увидим в Кирилловской церкви. Пророк Захария по типу и стилю идет к фигурам в барабане Новгородской Софии. Надо думать, что по всему храму под лозднейшей штукатуркой и росписью 1808 г. имеется древняя роспись, которая еще ждет своего открытия.
Иконостас Михайловскаго монастыря – один из наиболее интересных в Киеве. До 1888 г. он имел 5 ярусов, был укорочен, чтобы открыть вид на древния фрески. В нижнем ярусе его помещены темы [с.115] Апокалипсиса и библейские; во 2-м наместные образа и в 3-м – праздники. Орнаментация его – разводы аканфа, обвивающие рамы образов, разделенные колоннами, похожими на пальмовые стволы. Иконостас сооружен гетманом Ив.Скоропадским. Царские врата (устроены в 1811 г.) прекрасные из серебра весом в несколько пудов; храмовой образ – копия с Рафаэля (архангелу только дан меч в руки); он украшен множеством бриллиантов и других драгоценностей. Это дар императора Александра І-го.