Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Мощи св.Варвары

Шероцкий К.В.

За сим переходим в северную пристройку, в западном конце коей в древности находилась круглая башня; в этом приделе на высоком возвышении под массивным серебряным мало художественным балдахином (до 1775 г. была другая сень, изображенная на рисунке 1651 г.) помещаются мощи св.великомученицы Варвары. Придел построен в XVII в. войсковым запорожским судьею Вуяхевичем и до той поры гробница св.Варвары находилась в северном нефе древнего храма. Рака до пожертвования Мазепы была деревянная; по крайней мере, такою она кажется на рисунке 1651 г. и такою ее описывают Лясота, Павел Алеппский и др.

Откуда и когда появились в Киеве мощи св.Варвары – вопрос очень интересный, так как на западе несколько городов оспаривают нахождение этих мощей у себя (Венеция, Кобленц). В Киеве мощи св.Варвары и предание о присылке их Василием Македонянином св.Владимиру стали известными только в XVI в., а русские паломники части этих мощей в XIII в. указывают в Константинополе. Эрих Лясота, видевший их в Киеве, говорит, что святая Варвара – дочь короля, что она имеет на голове корону; другие источники говорят, что в Киеве в XVII в. были сомневающиеся в принадлежности этих мощей обезглавленной Варваре Иерапольской (Софонович). Антиохийский патриарх Макарий тоже считал киевские мощи местной святой. Тем не менее другими (в XVI в. и в XVII в.) они отожествлялись с мощами св.великомученицы Варвары Иерапольской, пострадавшей от Диоклетиана (Мюллер, И.Борецкий, Боплан, Кальнофойский), которые, по свидетельству Димитрия Ростовскаго, [с.117] были привезены в X в. из Византии и в эпоху татарскаго нашествия были скрыты в башне храма.

К мощам св.Варвары ежегодно прибывает неисчислимое количество богомольцев; неисчислимо и количество медальонов (дукачи), образков, и колец, обмениваемых по местному обычаю у гроба Варвары. В XVIII – XIX в. не раз из-за права продажи их происходили тяжбы между монахами и киевскими купцами. Как известно, св.Варвара была обезглавлена, отсюда страдающие головною болью верят в целебную силу венчика (не древний), лежащаго на главе святой. Жизнь св.Варвары – прекрасной невесты Христовой – очень любили изображать старые украинские живописцы, скульпторы и граверы, заимствовав способ этих изображений от итальянцев и фламанцев; но живопись в приделе св.Варвары, равно как и иконостас его, далеки от изящества и крайне неискусной новой ремесленной работы; на картине, изображающей мучения Варвары, святая без грудей, вследствие ложнаго монашескаго стыда, способнаго вызвать только дурные чувства. Встарину мучения и жизнь святой изображались реально, святая имела вид цветущей украинской девушки – царственной красоты, достойной невесты Христовой, каковою Варвара изображается и в акафистах, сочиненных Лаврентием Крщоновичем (XVII в.) и митрополитом Иоасафом Кроковским (XVIII в.). Акафисты читаются у мощей св.Варвары по вторникам. Стоит тогда побывать в храме, чтобы послушать древние местные напевы, исполняемые монастырской братией несколько крикливо с преобладанием унисонов, но способные вызвать высокия религиозные переживания. Особенно стоит побывать на вечерне и прослушать пение догматика, «Блажен муж» и прокимнов.