Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Успенский собор

Шероцкий К.В.

В нескольких саженях к западу от Сампсониевскаго фонтана и бывшего магистрата находится церковь «Пречистой», посвященная Успению бо[с.181]городицы. При ней устраивались киевским магистратом и ремесленными цехами в торжественных случаях парады, с пальбою из пушек, ружей и пистолетов. Церковь эта на Подоле считалась соборною; она имеет свою многовековую историю. Мнение, будто она была когда-то костелом, не имеет под собою никакой почвы, ибо формы церкви обнаруживают в ней православный храм, очень древнего происхождения, и в самом деле она заложена в 1131-32 гг. великим князем Мстиславом Владимировичем. Вероятно, это летописная «церковь св.богородицы, рекомой Пирогощи», названная так по иконе того же названия, принесенной из Царьграда некиим Пирогостем (Соболевский) : ее указывают ныне в московском Успенском соборе. Название Пирогощей производят также от греческаго «пиро» – пшеница и русскаго «гость» – купец, в чем находят указание на соседство храма с «житним» зерновым торгом, но вернее будет вместе с проф.Завитневичем и Кондаковым думать, что это русская форма эпитета пиргос (столбовая, башенная), означавшаго в Константинополе Влахернскую церковь, заключенную в конце императорской эпохи в стены с башнею (в церковной песне : «Б.М. церкви непоколебимый столп»…) и в Киеве, сдедовательно, отразившуюся на иконе с изображением Влахернской святыни. Местоположение церкви Пирогощи именно на этом месте указывается «Словом о полку Игореве» : «Игорь едет в 1187 г. по Боричеву к св.Богородице Пирогощей». Здесь вблизи и начинается Андреевский, прежде Боричев, ввоз. Церковь была посвящена Успению богородицы также, как церковь Десятинная и церковь [с.182] Печерская, в чем проявилось влияние, может быть, того же Влахернскаго храма. Из Патерика Печерского узнаем, что Успенским был и тот храм на Подоле, куда иконописец Алимпий по заказу писал Деисус.

По способу кладки стен, по форме кирпича и плана Пречистенская церковь – древняя. В ХIV [15 ?] веке она была перестроена киевским князем Симеоном Олельковичем, но в 1482 г. была «изнищена и ободрана» татарами Менгли Гирея. В XVI в. церковь Пречистой сделалась соборной, а после перехода Софийскаго собора к униатам – кафедральной, по каковому поводу в 1613 г. была основательно перестроена итальянцем Себастьяно Брачи, вероятно, впервые положившим основание киевскому барокко. Брачи к первоначальному единственному куполу храма прибавил еще четыре; он же перестроил своды церкви, изменив их первоначальную волнистую визатийскую форму. Перестройки делались здесь и в позднейшее время, усложняя или упрощая первоначальные формы храма, пока первоначальная красота его не исчезла под этими изменениями. Судьбы церкви были многосложны : при церкви Успения впервые сорганизовалось киевское братство, на кафедре этого храма выступали Иов Борецкий, Петр Могила. Здесь в 1620 г. совершал «значное набоженство» патриарх иерусалимский Феофан и позже Макарий, патриарх Антиохийский. Павел Алеппский, спутник последнего, оставил описание собора, как он выглядывал в 1653 [1654] г. – с 5 куполами и наружными папертями с северной, южной и западной сторон («опасаня» ?) При храме находились школа, богадельня и другия постройки. В 1718 г. все это было уничтожено пожаром и церковь была возобновлена лишь в 1770 году (ср. план Киева 1695 г.).

После 1811 г. храм перестроен в нынешнем виде с чертами стиля империи. К западному фасаду церкви в 1835 г. пристроена ампирная колокольня с высоким шпилем, окна коей указывают, что первоначально это здание было барочное; это все, что осталось от некогда 5-этажной колоколни. Южный и се[с.183]верный фасады храма имеют портики с трехугольными фронтонами на 4-х пилястрах. Они образуют нынешнее восмискатное покрытие храма вместо древнего посводчатаго, о котором сохранилось только воспоминание в тимпанах арки между средними пилястрами портиков. Барабан ампирного купола непомерно высок и узок, покрытие его полусферическое; от древности, таким образом, сохранились только стены в виде основного четыреугольника и апсиды; внутри храма уцелели древние пилястры; против них, под куполом, поставлены крестовидные в плане столбы.

Храм, следовательно, принадлежит к разряду 3-нефных, на 4-х столбах; форма его удлинена, апсиды мало выступают и нефы узки, что указывает на XII век; туда же ведет и отсутствие симметрии в боковых фасадах (Новгород в XII в.); хоры вероятно стояли на деревянных столбах как в новгородском Нередицком храме; на стенах храма живопись отсутствует, но под новой штукатуркой должны находиться остатки древних фресок, если только время не стерло их бесследно : по крайней мере фрагменты живописи вместе с поливными плитками находили здесь при ремонтах. Иконостас храма 1778 г. в стиле рококо, хорошей резьбы, но переписан; праздничный ярус помещен чересчур высоко, горнее место украшено роскошными киотами того же стиля с изображениями царя славы и святителей. Над жертвенником по обычаю украинских храмов сооружен особый шкаф. На царских вратах иконостаса сохранилась дарственная запись запорожца Василя Белого.

Около юго-восточнаго угла Успенскаго храма находилась в древности Новгородская божница или Михайловская церковь, построенная новгородскими купцами. Она упоминается в летописи под 1147 г. в рассказе об убиении князя Игоря Ольговича, хотя, правда, о Пирогоще там ни слова. Воспоминание об этой церкви, если только она была не у Кудрявца, кажется, жило здесь в XVII веке : на плане Киева около юго-восточнаго угла гостиннаго двора изображена [с.184] рядом с фонтаном капличка с крестом на крыше (Петров).

Дальше от храма Успения и Александровской площади расходились улицы города; оне, по описанию Боплана, имели неправильное расположение, в виде лабиринта, дома были обсажены садами, ворота имели разные украшения и надписи, о чем сообщает Тимковский, описывая, например, дом преподавателя французскаго языка в академии – Лапкевича. В иных домах, где стояли постоем военные, висели над воротами соломенные хоругви.