Облик Киево-Подола
Шероцкий К.В.
Путь на Подол удобен особенно, когда с Владимирской горы спуститься по Михайловскому подъему. Картина, открывающаяся из окна вагона, исключительная. При взгляде сверху Подол кажется усеянным шпилями колоколен и круглыми сферическими куполами церквей на колончатых цилиндрических барабанах. Это придает Подолу несколько иную физиономию по сравнению с изогнутостью барочных форм стараго Киева, что связано с перестройками Подола после большого пожара 1811 г. К 1812 году был утвержден новый план Подола и местными городскими архитекторами (должность эта в Киеве с 1786 г.). Меленским и Станзани были выработаны типы разных зданий, проекты коих хранятся ныне в городском музее. Сообразно духу времени, старые «узорочные», по выражению Лукьянова (1703 г.), барочные здания и новые постройки получили черты стиля Римской империи, ибо в то время, когда произошли поразительные открытия в Геркулануме и в Помпее, а победоносные войны Наполеона возродили идею римской империи, Рим и все римское, не исключая даже модных уборов, были в большом фаворе; фантазия и [с.129] изобретательность художников и легкость барочных форм была вытеснена строгостью и симметрической правильностью классицизма; подражание антику как бы парализовало фантазию, были вытянуты из архивов воспоминания о столь же строгих формах древнеегипетской архитектуры и готики с её башнями и высокими острыми шпилями. Стены остались без украшений; только голые колонны, пилястры и архитектурные фризы и аттики были оставлены на стенах для оживления здания. Фронтоны имеют втиснутые замочные камни и ряды колонн, орнаментация же стен в Киеве не имеет даже обычных для стиля этого времени мотивов лавра, масок, ликторских пучков; башни перекрыты куполами и имеют на верху высокую иглу.
Подол кипит деятельной торговой жизнию. Таким он известен в эпоху князей, таким остался и доныне. В древности Подол имел свои укрепления. С севера его защищала болотистая Оболонь и вал с «столпием» (упоминается в XII в.), с запада – Старокиевские укрепления, с юга – яры (где ныне Александровский спуск и Крещатицкий памятник). Посредине Подола с севера на юг текла поглощенная Днепром Почайна. В литовское время (XIV – XVII в.) завоеватели владели Подолом и защищали его при посредстве замка на Киселевке. В зту эпоху Подол – главный центр Киева и центр украинской культуры – управлялся по магдебургскому праву. Граждане назывались мещанами, от слова «место (мисто)» – город; население жило богато : в домах, по свидетельству Михалона Литвина, встречались не только достаток, но даже изобилие – плодов, овощей, меду, масла, рыбы; сверх того, они до такой степени были переполнены дорогими одеждами, драгоценными камнями, собольими и другими мехами и прянностями, что шелка были здесь дешевле, чем в других местах лен и соль. Проф. Антонович доказывает, что в XIII – XVI в. в Киеве цвела торговля с далекими странами и что резьба и изделия киевских ювелиров шли [с.130] очень далеко. От торговых складов того времени на Подоле нередко обнаруживаются многочисленные погреба, выложенные продолговатым европейскаго образца кирпичем. Подол постоянно терпел от опустошений и пожаров. Один из таких пожаров, вызванный польско-литовским нападением, произошел в 1651 г. Пожарище казалось пеклом или «Содомом и Гоморрой». Тоже случилось опять и в 1811 году.
Население Подола в княжескую эпоху было многочисленное и разношерстное – греки, арабы, венецианцы, хозары, евреи, немцы, «ляхи»; среди Подола находился армянский квартал (до XVI в.) и генуэзский торговый двор. В 1002 г. на Подоле за два месяца умерло 7000 душ и не чувствовалось никакого запустения. В эпоху литовско-польского владычества Подол был заселен только украинскими мещанами, не дозволявшими торговать здесь другим национальностям и сословиям. Среди мещанской торговой массы терялся даже козачий элемент : козацкие поселения были дальше за Подолом в нынешней Куреневке, где находились козацкие сторожевые «курени». Что касается евреев, составляющих теперь главный процент населения Подола, то до XVIII в. их здесь не было : так как еще в XV в. право жительства евреям в Киеве и Каменце-Подольском было запрещено литовско-польским правительством. В 1668 г. очутившиеся в Киеве евреи были выселены Алексеем Михайловичем и в 1727 г. опять «выведены все без остатка» распоряжениями местной администрации. В 1792 г. еврейское население Киева едва достигало 73-х человек, среди коих были приехавшие для лечения и иностранные подданные. В начале XIX в. евреи занимались в Киеве разменом денег. Сюда они были выселены по проекту Княжнина из сел. Бибиков отменил еврейскую одежду, уничтожил кагалы, и запретил женщинам брить головы при выходе замуж. Желавшие держаться своих обычаев платили акциз.
[с.131] В начале XVIII в. в Киеве поселяются греки, болгары, черногорцы, которые прибывали сюда большими партиями для колонизации запорожских земель. Из них был сформирован в Киеве гусарский полк, заявивший себя постоянными столкновениями с жителями и студентами Академии; на мещан падала постойная повинность, сопровождавшаяся насилиями. Пришельцы брались также за торговлю, что еще больше вызывало недовольство жителей и магистрата, так как гусары предпочитали шинкарство, отнимая тем самым доходы магистрата. Это было разливное море : «Журба в шинку мед горилку поставцем кружляла». По сообщению Яна Дуклана здесь можно было достать иностранные вина, сладости, фрукты, варенья (первый стал приготовлять киевское варенье в XVII в. Франц Андреас с учениками).
В XVIII в. на Подоле было несколько стекольных, кожевенных и других фабрик и заводов; существовало шелковичное заведение; приготовлялось розовое масло, развивалось виноделие. В 1707-1719 г. на Подоле были заведены правильные «австерии» или гостиницы с ресторанами и картами и такия учреждения, как театр, почтовая контора и т.п.; здания на Подоле были невзрачныя, в большинстве случаев, мазаные украинские хаты (Эренстрем, Лукьянов, Сегюр) крытые гонтой, при каждом доме был сад. Садоводству благоприятствовало положение в долине, защищенной от ветров. Лерхе (XVII в.) сообщает, что все дома были с номерами; улиц было только семь – узких и кривых; дома были раскиданы в беспорядке, как в украинских селах; вместо мостовых, улицы были выстланы деревом; большой расход город нес на содержание «водосточных труб и фонтальных колодцев», а также на освещение города, хотя, правда, фонари из-за пожаров зажигались только в торжественные дни. В таком состоянии Подол находился в течение всего XVII – XVIII века до последнего пожара 1811 г., изменившаго его [с.132] облик и план; ХІХ-й век внес также перемены в этнографический состав населения и в род занятий жителей и их управление, так как с уничтожением козачества и магдебургскаго права свободные сделались крепостными и были даны привилегии великорусскому элементу, а также дарована возможность селиться и торговать на Подоле евреям. Благодаря этому от старых купеческих фамилий- Балабух, Киселевских, Лакерд, Сухот, Барских, Шеделей ныне не осталось ничего.