Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Церковь Рождества Христова

Шероцкий К.В.

Если по Михайловскому подъему спустимся на Подол, то сразу очутимся на улице, носящей название Боричева взвоза. Это наименование дано улице недавно по причине ошибочнаго отождествления Михайловскаго подъема с Боричевым взвозом, для чего основанием послужили сообщения старожилов, будто в 1810 г. в фундаментах расположенной здесь церкви Рождества Христова была найдена доска с надписью о построении этой церкви на Боричевом взвозе. На самом деле, Боричев взвоз находился на месте Андреевскаго спуска, а храм Рождества, стоящий ныне недалеко отсюда, на Александровском спуске, не всегда был на этом месте и совсем не древний. Хранящийся в Киевской Консистории «Фундамент доскональный и тестованный храму Рождества Христова» основание этой церкви считает современным Выдубицкому и Михайловскому монастырям, но документ этот поздний (XVIII или XIX в.) и в действительности этот храм стал известным только с XVI в. (упоминается в описании замка); в 1564 г. на его месте после пожара была построена новая церковь, изображенная на виде Киева 1651 г. на гравюре Щирскаго 1691 г. и на плане Киева 1695 г.; в 1729 и в 1744 гг. она опять перестраивается и, наконец, в 1809 г. заложена нынешняя церковь.

Она однокупольная в стиле ампир : на улицу выступает 4-х – колонным портиком; вокруг алтаря тоже идут полуколонны, между которыми [с.133] в рустованых стенах устроены арочные пролеты окон и над ними круглыя окна 2-го света. Купол перекрывает все здание; над колокольней высокий шпиц с крестом; с северо-востока к церкви примыкает придел св.Сергия Радонежскаго, построенный в 1841 г. в том же стиле, что и церковь. При рытье фундаментов этой церкви было найдено кладбище, согласно старинному обычаю хоронить умерших в храме или подле храма. Это кладбище, вероятно, служило для всего Подола, пока не было заменено новым на Щековике. Внутри храм имеет обычное убранство своего времени : строгий простолинейный, но благородный иконостас; напротив левого клироса в нем указывают древний образ св.Николая в серебряной ризе и плащаницу с датой 1545 г. (лето 7053), тканую шелком с изображением положения Христа во гроб в присутствии божией матери, Иоанна Богослова, Никодима, Иосифа, мироносиц и ангелов. Эго типичный памятник буковинскаго искусства XVI в., сооруженный, как видно из надписи, Иоанном Логофетом при Молдавском воеводе Петре. В надписи плащаница названа аером, т.е. воздухом, отсюда свешивающиеся концы, как у воздуха; такие плащаницы в старину в качестве воздуха выносились на великом входе.