Церковь Петра и Павла
Шероцкий К.В.
Направо от Флоровскаго монастыря через улицу саженях в 40 находится церковь Петра и Павла, которую легко узнать по барочным фронтонам и главе, а также по остроконечным готическим окнам и по высокой ампирной колокольне. Смешение готических, барочных и классических форм объясняется историей этого храма. Первоначально он был католическим доминиканским костелом, воздвигнутым в XVI в. из материалов древней Борисоглебской церкви в Вышгороде (произошло смешение Вышгорода на Висле с Вышгородом в Киеве). При Богдане Хмельницком костел этот был разорен и несколько позже отдан Братскому монастырю; в нем подольские мещане содержали некоторое время шинок, а в 1691 г. Варлаам Ясинский поместил здесь церковь св.Петра и Павла, приписав ее к св.Софии. Рафаил Заборовский в 1733 г. хотел передать ее грекам, но мещане не дали : в 1786 г. она все таки очутилась в руках греков, которые удалились отсюда только после пожара 1811 г.
Фронтоны Петро-Павловскаго храма нам знакомы : они типичны для времени Мазепы и Ясинскаго, украшены лепкою – волютами, канеллированными пилястрами и живописью. Стена западнаго фасада [с.195] тоже разделана пилястрами и характерными для украинскаого барокко круглыми и крестообразными окнами; над оградой с запада у самаго храма позже устроен навес, образующий род галерейки, закрывшей красивый портал. Все здание имеет четвероугольный продолговатый вид и в восточной своей части кончается как бы тремя несимметричными пристройками, из коих средняя увенчана высокой барочной главой.
Пристройки имеют неодинаковый план и не одни и те же украшения, что указывает на разновременное их происхождение. Согласно ритуальным требованиям католической церкви в этом месте должны были находиться входы в церковь, а алтарь был на западе. Видно по всему, что нынешняя алтарная часть имела первоначально только средний выступ, о чем свидетельствуют готические окна, возвышающиеся над боковыми пристройками, равно как и окна над входами в эти пристройки из внутри церкви; если же северо-восточный алтарный выступ первоначальный, то тогда выступ подобный этому надо допустить и в юго-восточном конце. В таком случае над обоими этими выступами, как о том сообщает в XVII в. Розвидовский, должно предположить фасадные башни по образцу готических храмов запада, средняя же часть служила для входа в храм и для помещения органа (здесь в северной стене уцелела готическая арка двери); оба боковые выступа образовали поперечный восточный трансепт, которому, должно быть, соот[с.196]ветствовал такой самый трансепт в западной алтарной части, сообщая плану храма форму шестиконечнаго креста. Этот второй трансепт, как и восточный, можно только предполагать, так как оба они ныне отсутствуют, а расследований не производилось. Выступы трансепта были украшены башенками, примыкавшими к ним в углах при соединении с стенами храма, прорезаны высокими стрельчатыми окнами с витражами и полуколонками. Одна такая башенка с дверью частию сохранилась в углу между северо-восточным выступом и северною стеною, а над нею уцелела капителька декоративной полуколонки или пилястра.
Уцелевшая до ныне средняя часть храма имеет внутри три продолговатых нефа, разделенных крестовидными в плане столбами; на них и на соответствующих им стенных пилястрах лежат крестовые своды, которые едва ли являются первоначальными, так как, судя по основанию подпружных арок у некоторых столбов, дуги их первоначально направлялись одна к другой под острым углом; такие стрельчатые арки имеются на стенах алтаря (одна заложена со стороны церкви над иконостасом). Подпружные арки в алтаре держатся на особых консолях. Окна в иных местах сохранили свою первоначальную форму, а в других несколько изменены; купол над нынешним алтарем, где первоначально находились входы в храм, увенчан грушевидной главой на восмеричном барабане, а этот стоит на четвероугольном пространстве, образованном подпружными готическими арками, несшими первоначально готический стрельчатый свод, что было и в остальном пространстве храма. Готика, таким образом, до нашего времени потерпела здесь значительные изменения, лишившись кружевной резьбы, колючих украшений, паутинных роз, пучковых столбов и стрельчатых сводов, изгибающихся гримасничающих статуй.
Иконостас храма имеет все черты стиля рококо : [с.197] он испещрен изящной резьбой; иконы его искажены перепискою, но интересны по своему содержанию, характерному для украинской религиозной живописи XVIII в. – особенно нижний ярус – где изображены 12 библейских источников, 70 пальм, лоза истинная, источник вод живых и др. прообразы, знаменующие новозаветные откровения. В Великороссии на месте этих изображений помещаются обычно фигуры древних мудрецов и сивилл, пророчествовавших о Христе.
Колокольня Петро-Павловской церкви построена в 1744 году. Она двухэтажная; нижний этаж массивный с рустованными пилястрами, верхний более легкий с полуколоннами и карнизом. Верх её, имевший ту же форму, что и купол храма, после пожара 1811 г. получил вид полусферы с фонариком и иглой.
Во дворе церкви на месте кафедральнаго костела, построеннаго в XVI в. и разрушеннаго Богданом Хмельницким, помещаются здания бывшей духовной семинарии – ныне Киево-Подольского духовного училища; главный корпус его построен в 1832 г. (2-й этаж надстроен в 1874 г.); фасадом своим он выходит на Константиновскую улицу, получившую свое название от близ лежащей церкви св.Константина и Елены.