Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Гостиный двор

Шероцкий К.В.

«Гостиный двор» помещается в юго-западной части Александровской площади в большом одноэтажном здании, с внутренним двором и галлереей. Здание это построено в 1809 г. и перестроено в 1828 г. В гостинном дворе 53 магазина. Он двухэтажный четырехугольный, некоторые купцы имеют в нем собственные лавки и город поэтому их не перестраивал. Со стороны Александровской площади и сквера идет шелковый ряд, от Братской церкви – железный ряд, от площади до фонтана Сампсона – ряд пушной и холщевой, [с.174] от церкви Успения – ряд овощный. В свое время ничто так не удивляло приезжих как магазин Губарева, который мог обворожить самого равнодушного к прелестям роскоши скупца : стекло, фарфор, бронза, мелочи. Несмотря на перестройку большинства лавок, гостиный двор сохранил черты архитектуры начала XIX в. в стиле ампир с колоннами и соответствующими украшениями окон, фронтонов и т.п.

В западном углу Александровской площади находится известный в Киеве фонтан Льва или Сампсония (тоже Фелициал). Он представляет собою бетонную, а прежде деревянную, расцвеченную масляными красками скульптурную группу Сампсона, раздирающаго пасть льву; из пасти вытекает струя воды в обширный каменный резервуар, из которого богомольцы пьют воду, считая ее чудодейственной; о скульптурном изображений на Сампсониевском источнике ходят разные легенды (это древний окаменевший герой и т.п.) и на шею Сампсону нередко вешают крестики. Устройство статуи над этим источником было вызвано общим художественным развитием стараго Киева, где по примеру западных городов площади украшались фонтанами, статуями, крестами и т.д. В старину на Украине ставились статуи – в храмах и в домах, на дорогах; на источинках ставили изображения пресвятой девы, Предтечи, св.ангелов. Такой ангел с кружкой в руке, откуда лилась вода, до 1808 г. стоял и на месте Сампсониевскаго источника. Источник этот пользовался давней репутацией; по привилегии короля Владислава IV в XVII в. он получал воду, отведенную по трубам из старого города (Андреевской горы). Тогда он был покрыт павильоном с крестом на крыше и обнесен палисадником, как то изображено на плане Киева 1695 г. Гильденштедт в 1774 г. уже описывает над этим источником каменный купол, а в 1784 г. Новгородцев видел на нем статую апостола Андрея (вода текла [с.175] из Андреевской горы), держащаго в руке крест и внутри – упомянутого выше – ангела, держащего сосуд с струящейся водой, которою «через трубы прочие колодцы для употребления обывателей наполнялись». Изображение св.Андрея на верху Сампсониевскаго источника имеется и теперь, но оно новое, как и само здание, покрывающее источник. До перестройки его после пожара 1811 г. на верху павильона стояли солнечные часы, устроенные в конце XVIII в. преподавателем академии, французом Брульоном. Нынешнее ампирное сооружение, в виде ротонды на четырех устоях с колоннами и пилястрами, несущими аттик и купол вверху, очень декоративно и в свое время среди сооружений Александровской площади должно было производить большое впечатление.

Исторические данные об этом источнике подтверждают то, что старый Киев имел водопроводные подземные трубы. На плане Киева 1695 г. видна целая система колодцев у подошвы киевских гор для доставления жителям ключевой воды и для предотвращения размыва подпочвенными водами киевских гор.