Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Церковь Константина и Елены

Шероцкий К.В.

По Хоревской улице, недавно получившей свое имя от Хорива, одного из [с.199] трех мифических братьев – основателей Киева, пройдя вверх через Константиновскую, очутимся на плошади Житнего базара, перед которою стоит церковь св.Константина и Елены. Эта церковь находится на земле, составлявшей в начале XVII в. загородную часть владений киевской католической епископии. Богданом Хмельницким земля эта была возвращена мещанам, которые и поставили здесь Цареконстантиновскую церковь, сгоревшую в 1726 году. Нынешняя каменная церковь построена в 1734 г. бурмистром Минцевичем; в 1747-57 г. вокруг неё по обычаю украинской архитектуры была приделана каменная галерея и построена колокольня с церковью в честь св.Димитрия Ростовскаго. Церковь имеет восьмискатные перекрытия и до сих пор хранит неприкосновенным свой первоначальный красивый купол, по карнизу украшенный звездами; внутри старинный барочный иконостас хорошей резьбы и иконописи.

Дальше открывается площадь Житнего (ржаного) торга, где в XVII в. находился бискупский дворец. Житний торг существовал здесь еще в XI в.; это было место собраний враждебно настроеннаго к князю веча. Изяслав Ярославович после крупнаго разногласия с киевлянами перенес было торговище с Подола на « Гору» («изагна торг на гору»), чтобы оказывать давление на вече, но впоследствии торговля опять перешла на старое место. В то далекое время торг, вероятно, напоминал восточные базары. Это было место, где решались важные дела, узнавались новости, давались объявления князя и частных лиц, что видно из русскаго дополнения к описанию чудес св.Николая, где сообщается, как после известнаго чуда на Днепре – митрополит «посла проповедника на собор торгу» – спросить чье дитя находится в св.Софии. На торгу стоял шум и крик, располагались продавцы с товарами и стояли лавки («затворы») с разными товарами, о чем можно узнать из жития св.Феодосия. В XVII в. перед дворцом бискупа посреди площади стояла высокая [с.200] «фигура» крест. В настоящее время это преимущественно крестьянский базар, куда жители окрестных сел привозят свои продукты. Здесь можно еще наблюдать национальные украинские уборы, а также разукрашенные резьбой и живописью возы и сани, запряженные волами; упряжка лошади в киевских пригородах уже утеряла свой местный характер. Здесь же нередко появляются исчезающие уже типы нищих лирников и даже бандуристов.

К западу от Житнего базара, за Замковой горой, возвышающейся с юга, раскинулись «Кожемяки», через которые можно попасть на старый город. Здесь, начиная с X – XI в. (о XVII в. см. записки Развидовскаго), живут кожевники. На самом северо-западном склоне Киселевки на Кожемяках стоит каменная Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1825 г. на месте сгоревшей в 1811 г. деревянной трехкупольной церковки. Некоторые полагают здесь место древней Новгородской Михайловской божницы, что дало повод к устройству в этой перкви Михайловскаго придела. Воздвиженская церковь имеет черты стиля империи. Колокольня её с 4 открытыми пролетами, В приходе этой церкви в XVIII в. жил сапожник Василий Сикачка – отец знаменитаго киевскаго проповедника Леванды. В этой части города некоторые помещают и Копырев конец древнего Киева. Через Кожемяки к Житнему торгу течет ручей Глубочица и там, соединяясь с Киянкой, протекает по каналу между Подолом и Плоской частью. Не на этом ли ручье была древняя гавань и церковь пророка Илии ?