Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Флоровский монастырь

Шероцкий К.В.

Высокая колокольня на вратах Флоровскаго («св. Хорла») монастыря построена в начале XIX в. От неё узкая дорожка ведет к златоверхому храму Вознесения. На плане Кальнофойскаго первоначальный монастырский храм изображен деревянным с 3 куполами. В 1639 г. он сгорел и был возстановлен игуменьей Агафией Гуменецкой; в 1651 г. опять сгорел. В « Росписи Киеву» 1682 г. в Флоровском монастыре показаны уже две церкви; они изображены и на плане 1695 г. одна – деревянная, другая – каменная (трапезная). Первая сгорела в 1718 г. и вместо неё в 1722 г. была заложена нынешняя трехкупольная церковь Вознесения. Она типичной украинской архитектуры : имеет фасады (что необычно для украинской архитектуры), купола расположены с запада на восток, средний выше и больше других, верхние части куполов грушевидныя, изогнутыя; внутри храма прекрасный барочный иконостас, но живопись иконостаса и стенопись храма испорчены поновлениями. В храме находится старинный список с Теребовельской иконы божией матери, находящейся в церкви св.Юра во Львове, образ нерукотвореннаго Спаса XVII в. и икона богородицы «Призри на смирение» к. XVII в.

Против входа в соборный храм сохранилась старая трапезная с приделом св.Флора и Лавра, устроенным в 1757 г. (2-й придел Ив. Богослова более поздний).

[с.190] Церковь эта перестроена после пожара 1811 г. Тогда же построен и соседний теплый храм в псевдорусском стиле с мраморными колоннами. В саду, на отлогости горы, возвышающейся в западной части монастыря, находится больничная церковь Воскресения. Она круглая, как церковь на Аскольдовой могиле или как ротонда на фонтане Сампсона, но только с глухими стенами. Такие же ротонды построены над монастырским колодцем и по углам монастырского корпуса; оне относятся ко времени господства стиля империи; корпус довольно изящен с закругленными углами, украшенными рустами, портиком с колокнами и трехугольными фронтонами.

В ХVII-ХVIII вв. в Флоровском монастыре постригались женщины, принадлежавшия к высшему кругу, поэтому здесь почти не бывало неграмотных. Теперь инокини бедны; оне пользуются только даровым помещением; главным источником содержания их является личный труд : тканье ковров, шитье золотом, отделывание икон фольгою и т.д. О золотошвейном искусстве, существовавшем здесь в старину, говорит в XVII в. Боплан. Тогда шитье было более изящным и соответствовало духу времени, когда одежда, утварь, даже наметы и конская сбруя покрывались дорогим шитьем. Двор Флоровскаго монастыря окружен каменной оградой 1757 г. Тремя сторонами он выходит на «Житний» базар, Притиско-Николаевскую и Флоровскую улицы, а четвертою поднимается на так называемую Замковую гору или Кисилевку.