Братский монастырь
Шероцкий К.В.
Название Братскаго монастыря указывает на то, что он принадлежал братству. Братство – это обычная форма общественной организации в старой Украйне. В целях взаимопомощи и солидарности в каком либо деле в XVI – XVII в. устраивались братства ремесленные (цехи), благотворительные, погребальные, студенческие, церковные и т.п. Последние имели особенное значение, так как благодаря им украинский народ смог отстоять свою национальность. Такие братства православные, униатские, а также и протестантские давали возможность общими усилиями бороться с латинством, служившим в руках поляков орудием полонизаиии.
Эти братства в противовес иезуитам имели свои школы, типографии, имели у себя на услугах кадры художников и архитекторов, собственных публицистов и проповедников, своих меценатов и ученых; они смотрели за действиями духовенства, занимались благотворительностью, устраивали съезды, избирали и поставляли епископов, благодаря чему авторитет последних стоял очень высоко. Таким было и киевское братство (1588 г.); хотя оно появилось позже других, за то сразу сумело привлечь к себе все украинские силы; в члены его записалось все Запорожское казачество с гетманом Петром Сагайдачным [с.140] и православное панство. Монастырь киевскаго братства, основанный на земле, подаренной Гальшкой Гулевич, получил от царьградскаго патриарха право ставропигии (независимость от местной духовной власти); учрежденная же при нем школа стала центром украинскаго просвещения.
Братский монастырь ныне занимает целый квартал между Александровскою площадью, Набережно-Николаевскою, Ильинскою и Волошскою улицами; главный вход в него теперь обращен на Александровскую площадь, но первоначально он находился сбоку у нынешнего академическаго корпуса. Павел Алеппский говорит, что эти ворота были украшены деревянными столбами с резьбою и наверху имели колокольню. За воротами стояла Благовещенская церковь (традиция, идущая от Золотых ворот), в середине монастыря – глазная церковь Богоявления и в северо-восточной части находилась трапеза с мраморными колоннами.
Благовещенскую церковь Павел Алеппский изображает как весьма просторную и высокую с тремя куполами, столькими же входами и с тремя галереями. Очевилно, это был храм украинской архитектуры с «опасанем». Внутри церковь имела «ambelon» со ступеньками для всхода на него (амвон посреди храма) и в пресбитериуме – прекрасное седалище для главы духовенства. Храм этот вместе с другими изображен на виде Киево-Подола 1651 года; он сгорел в 1665 г. Соборная Богоявленская церковь была заложена в 1620 году гетманом Сагайдачным. Она находилась на месте нынешней.