Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Церковь Покрова божией матери

Шероцкий К.В.

Видно, красота Андреевскаго храма давала себя чувствовать. По крайней мере, если взглянем на лежащую против женской гимназии церковь Покрова 1772 г., то сразу это станет ясным. Фронтоны этой церкви, а равно и сравнительная легкость её несомненно имеют связь с строительством эпохи рококо. Но по конструкции храм этот стоит особо. Это типичная украинская церковь с 3-мя куполами, знаменующими св.Троицу; они расположены по направлению с запада на восток; (формы их переделаны после 1811 г.); двухэтажные паперти церкви имеют родство с лоджиями светских домов старого Киева; западная пристройка позднейшая. Внутри храма приличный иконостас, отделанный в 1861 г. На месте Покровской церкви в XV веке стояла армянская церковь Рождества богородицы и, [с.187] следовательно, здесь находился центр торгового армянского поселеления, образовавшаго в Киеве приход, подчиненный Львовскому армянскому костелу, может быть, способному ныне дать представление о приблизительном виде киевской армянской церкви. В 1651 г. эта церковь сгорела и на её фундаментах была построена Н.Тернавиотом православная деревянная церковь Покрова, изображенная на плане 1695 г.; в 1772 г. на её месте воздвигнут нынешний храм. Ряцом с храмом Покрова двухэтажное здание – богадельня для престарелых им.Дехтярева. Оно относится к 1 половине прошлого [19] столетия. Стиль классический; на фасаде фальшивый, но красивый портик.

Церковь Покрова находится в местности, бывшей в XVII в. во владении иезуитов, явившихся в Киев в 1620 г. Иезуиты рядом с Доброниколаевской церковью построили кляштор и коллегию, куда переманивали студентов из братской школы. Ректор последней Гизель не раз вызывал иезуитов на религиозные диспуты; один такой диспут с иезуитом Николаем Чеховским длился три дня (в 1648 г.). Напротив «иезуитов» с 1624 года находился кляштор бернардинов. Как тот, так и другой были упразднены во время войн Богдана Хмельницкаго. В XVIII в. на их месте между Михайловским монастырем и Андреевским спуском был разведен аптекарский сад и устроен запасный магазин аптекарских вещей (основанный известным киевским мемуаристом Лерхе в 1770 г.); одно время им заведывал провизор Ведель, из семьи коего вышел знаменитыи духовный композитор. Аптекарский сад и склад доставляли необходимые материалы для киевских аптек, находившихся в XVIII и в начале XIX в. вместе с врачебным делом вообще в руках немцев. Здесь уместно заметить, что Киев с XVIII в. сделался лечебным местом, куда приезжали издалека. Для нужд больных было устроено заведение минеральных вод.

[с.188] У подножья «Горы» ныне раскинулись кучи домишек, из коих иные сохраняют еще отпечаток старины; в XVIII в. там помещался типографский двор, а теперь проходит улица Боричев ток, указывающая приблизительно место, где жил Борич, давший имя древнему Боричеву взвозу (нынешний Андреевский спуск). При соединении Боричева тока и Андреевскаго спуска начинается небольшая улица Черная Грязь : за нею, к западу, расположено урочище Кожемяки, где в ХVII-ХVIII в. существовала Васильевская казацкая церковь. Черная Грязь упирается в ворота златоверхого Флоровскаго монастыря, у ограды коего с южной стороны находится скромная старообрядческая церковь (до 1905 г. молельня), построенная в 1817 г. Она скрыта за зданиями, что свидетельствует о недавнем времени гонений на старообрячество.