Греческий монастырь
Шероцкий К.В.
Возвращаемся опять к Александровской улице; слева на углу Александровской площади старый дом, типичный образец николаевскаго классицизма; направо, при выходе на Александровскую площадь Ильинской и Братской улиц, расположен греческий монастырь. Его узнаем по высокой с золотой главкой легкой бело-каменной колокольне и по прижавшейся за стеной небольшой церковке с единственным барочным куполом. Греки, строившие этот храм, не внесли в его устройство ничего своего. Они издавна стремились иметь свой храм в Киеве, в каком бы то ни было виде, но [с.138] киевский магистрат этому препятствовал. Только в 1738 году греку Астаматию Стимати было позволено построить Екатерининскую церковь в своей усадьбе; здесь и образовался греческий приход, переименованный потом (в 1748 г.) в греческий монастырь, зависимый от Синайской горы.
При Екатерине II, когда был поднят вопрос об изгнании турок из Европы и образовании Греческаго государства, Екатерининскому монастырю были даны угодья и здания, принадлежавшия киевской католической кафедре. Пожар 1811 г. не коснулся греческаго монастыря, благодаря железным ставням и нежеланию монахов принимать имущество погорельцев. Монастырь этот малый, уединенный; двор его тесный; стены храма мощныя, декорированые барочными украшениями; у дверей истертые надгробные плиты. В храме крестовые своды и старые образа Каплуновской божией матери (направо) и Рождества Христова (в красивой раме с клеймами). Здесь же имеется икона Тихвинской божией матери великорусскаго письма, принесенная монастырю в дар сербским полковником Виктовичем, бывшим впоследствии киево-печерским архимандритом; киот её прекрасной украинской резьбы.
В живописных клеймах киота изображена жизнь пресвятой девы и на самом верху фигурка птицы, кормящей своею кровью птенцов; это столь любимый украинским искусством пеликан, о коем в средние века на западе было составлено представление, что он разрывает клювом свою грудь, чтобы накормить детей по образу Христа, напоящаго кровью верующих. Другой киот с иконой Николая Чудотворца, тоже местной резьбы начала XVIII в. Внизу образа интересна колоритная сцена перенесения мощей св.Николая, совершаемаго кардиналом; вверху св.Троица, изобличающая любовь украинскаго искусства к голому телу. В притворе висит того же письма образ св.Екатерины. Иконостас старый, подновленный; в нижнем ярусе виды Синайской горы – образец стараго пейзажнаго искусства.
[с.139] Стены тоже покрыты видами святых мест (новые). В монастырь раньше вела каменная ограда в стиле империи; высоких зданий, закрывавших ее, до последнего времени не было. Колокольня имела иной вид; на ней было только два этажа; нынешняя колокольня с домами построена в 1915 г. архитектором Эйсснером. Стиль её обычный для Подола ампир; части её не пропорциональны : верхний павильон слишком вытянут и легок; но общая линейность и четкость этого стиля удержана. Пройдя через площадь к северо-востоку, попадаем в ворота замечательнаго в истории Киева Братскаго монастыря, или просто – Братства.