Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Справоздання губерніяльного старости від 30 листопада 1918

місто Чернігів

Имею честь донести Вашему Высокопревосходительству, что за время с 14 по 24 ноября с[его] г[ода] мною получены следующие сообщения о состоянии Черниговской губернии:

1) В Глуховском уезде. По уходе германских войск из пограничных пунктов, большевики заняли большую часть уезда. Варта оставила пограничные пункты, вследствие чего уездная администрация утратила возможность следить за приезжающими из Великороссии. Осведомленность властей понизилась за отсутствием осведомителей. Оставление немцами Янполя и Михайловского хутора, занятие их большевиками, взрыв моста под Маковым, накопление советских вооруженных сил вблизи Глухова, создали полнейшую панику среди населения. Зажиточные классы и интеллигенция спешно выезжали из Глухова. Формирование добровольческих и хлеборобческих дружин не налаживалось. Средств противодействия большевикам не было. Последние осмелели благодаря бездействию и попустительству немцев. Вследствие общей растерянности и расстройства административного аппарата, Глухов подвергся нападению бандитов. Хотя это выступление и было ликвидировано немецкими и украинскими войсками, тем не менее, произвело на население удручающее впечатление полной беззащитности и вызвало страшную панику.

2) В Гомельском уезде. При первых признаках ухода немцев революционные партии стали усиленно развивать свою деятельность, открыто выступая против существующего строя и подготовляя манифестации с участием немцев. Под давлением революционных кругов городская управа Гомеля решила сложить свои полномочия и осталась временно на местах благодаря воздействию повитового старосты. По очищении немцами северной части уезда территория осталась беззащитной. Северные пограничные пункты немедленно были заняты советскими пешими частями с пулеметами. Большевики появились в 18 верстах от Гомеля. 17 ноября ночью на Гомельский вокзал прибыл поезд с советской делегацией в семьдесят четыре человека. Поезд охранялся немецким караулом из Киева. Делегаты выходили из вагона и имели общение с публикой.

В 25 верстах от Гомеля бронированный поезд большевиков разоружил чинов железнодорожной охраны; ближе к Гомелю поезд не смог продвинуться, так как путь был разобран. Для задержки нашествия большевиков и для противодействия выступлениям революционных кругов средств в распоряжении уездной администрации не имелось. Лучшие вартовые ушли со службы; резервная сотня состоит всего из пятнадцати всадников; мобилизованные офицеры не внушают доверия; воинские силы ничтожны. Все изложенное создало тревожное настроение среди населения, а местами вызвало панику. Помещики и хуторяне бегут со своих мест, оставляя на произвол судьбы имущество. Нужны войска для защиты границы и предупреждения ужасов большевистской анархии.

3) Конотопский уезд. 16 ноября в Конотопе железнодорожные рабочие совместно с охороной, под руководством начальника охороны полковника Палия, произвели восстание, захватив из склада пять тысяч винтовок и пять пулеметов. Восстание началось с вокзала, разрослось и, перекинувшись на город, дошло до пределов, когда вартовая сотня оказалась бессильной подавить восстание. Город очутился во власти восставших (серожупанников). повитовый староста с сотней и вартой отступил из Конотопа в г[ород] Ромны Полтавской губернии. В ночь на 17 ноября в Конотоп на станцию прибыла поездом украинская воинская часть (самостийники), которая совместно с железнодорожными рабочими сняла варту, заняла караулы в присутственных местах и освободила из тюрьмы арестантов. Железнодорожная станция Бахмач, Григоровка и Рубанка были заняты бандами восставших. В Конотопе восставшими произведены многочисленные аресты. Немецкие войска держались все время нейтрально. Однако воспрепятствовали отряду генерала Литовцева продвинуться по железной дороге далее Бахмача товарного и не позволили занять станцию Конотоп, но ничего не возражали против отправки отряда по грунтовым дорогам для занятия станции Бахмач и Конотоп. По мнению повитового старосты в начале восстания воинская сила в двести человек была бы вполне достаточна чтобы подавить совершенно беспорядки.

4) Кролевецкий уезд. 17 ноября с[его] г[ода] самостийники заняли город Кролевец; среди последних много евреев. При занятии города самостийники стреляли по отступавшей варте. 18 ноября город оказался окончательно в руках самостийников. Повитовый староста и воинский начальник арестован. В уезде было одно крупное вооруженное ограбление.

5) Новгород-Северский уезд. Германская саперная рота, оканчивавшая постройку железнодорожного моста в Горбове, прекратила работы, оставив мост без охраны. Среди германских войск брожение усилилось.

6) Новозыбковский уезд. Большевики, перейдя демаркационную линию, направились на Великую Топаль. Против них выслан отряд казаков. Положение тревожное. Настроение немецких войск в общем спокойное, хотя начали появляться пьяные группы, распевавшие революционные песни. Местные немецкие совдепы получают благоразумные директивы из Киева.

7) Стародубский уезд. 14 ноября в село Лыщичи прибыл батальон большевиков в полном составе. Большевики были хорошо приняты немцами и расквартированы в казармах совместно с немецкими солдатами. Большевистские делегации появились в селах Кустичи и Пятовск и, наконец, на станции Стародуба, а позже и в самом Стародубе. Везде большевики встречали дружественный прием со стороны немцев. Последние братаются с большевиками и пропускают отряды их через границу. По этому поводу сделан протест немецкому командованию на месте и в Киеве. По последним сведениям из уезда, уход немецких войск предполагается в самом недалеком будущем. Для вступления на территорию уезда вслед за отходом немцев большевиками намечены два пехотных полка. Настроение в уезде тревожное. Требуется для охраны границ небольшая регулярная воинская сила. Опоздание вызовет осложнение.

8) Суражский уезд. По демаркационной линии наблюдалось накапливание большевистских банд. В Робчике и других местах вдоль демаркационной линии имело место братание немцев с большевиками. Приняты срочные меры к формированию добровольческих отрядов. В Клинцах настроение крайне тревожное в связи с событиями в Германии, начавшимся развалом германской армии и падением дисциплины у них.

9) Козелецкий уезд. В Бобровицах был случай выступления немногочисленной банды с красными флагами. Выступление ликвидировано.

10) Рыльский уезд. Хотя данных для паники нет, но многие жители начали уезжать. Некоторые учреждения не работали.

11) Черниговский уезд. В городе Чернигове и уезде военные силы готовы и достаточны лишь для охраны. Немецкие войска готовы совместно защищать от посягательства восставших. Тревожных данных пока нет.

12) Борзенский и Городнянский уезды. Настроение в уездах тревожное в связи с событиями в соседних уездах.

13) Остерский уезд. Настроение спокойное.

14) В Нежинском, Путивльском и Сосницком уездах – без перемен.

Губернский староста Высоцкий

Оригінал Міністру внутрішніх справ, машинопис

ЦДАВО України Ф. 1216. – Оп. 1. – Спр. 79. – Арк. 288-290.


Джерело

Архів Української Народної Республіки. Міністерство внутрішніх справ. Справоздання губерніяльних старост і комісарів (1918 – 1920) / Упорядкував Валентин Кавунник. – Київ: Інститут української археографії та джерелознавства ім. М. С. Грушевського, 2017. — C. 296-299.