29 марта 2022 г.
Микита Соловйов
О метро-убежищах
Еще одна тема, по которой мнения будут не просто разные, а строго противоположные, мне кажется. Но вопрос уже назрел и перезрел. И что-то с ним нужно уже решать.
Когда в самом начале войны метро было остановлено, а станции начали работать в режиме убежищ, это было абсолютно правильно и необходимо. Потому что не было понимания что происходит, на какой это все срок, как и от чего нужно спасаться. Кроме того, первые две недели ситуация с эвакуацией была жуткая. И для многих убежища в метро было единственным способом в безопасности переждать налеты.
Но сейчас ситуация изменилась довольно кардинально.
1) С эвакуацией сейчас никаких серьезных проблем нет. Поездами, автобусами можно уехать на запад Украины или в страны ЕС достаточно спокойно. Места есть. Волонтеры помогают с выездом на вокзал и к местам сборов автобусов.
2) Ситуация с обстрелами уже стала понятной. Сотни тысяч людей живут в своих домах в Харькове. И если не считать нескольких микрорайонов города, то все мы живем в относительной безопасности.
3) Уже стало понятно, что обстрелы и бомбежки это наша реальность не на день или два, а в лучшем случае на недели. И длятся они уже месяц. То есть уже очевидно, что речь не о «переждать», а о «жить в этих условиях».
При этом станции метро как были, так и остались абсолютно неприспособленными для длительного пребывания людей помещениями. Условно говоря, в них можно спокойно пересидеть один налет пару часов. Можно относительно спокойно переночевать одну-две ночи. Но никак не оставаться там неделями и месяцами.
Постоянное пребывание людей в метро неделями не решает ни одной проблемы, при этом создает много новых. Больше находящихся там плюс-минус постоянно не имеют возможности даже просто регулярно мыться. Скопление людей уже по словам некоторых работающих там волонтеров приводит к росту респираторных заболеваний. И на мой абсолютно непрофессиональный взгляд, там уже существует и постоянно растет риск вспышки какой-нибудь инфекционной хрени.
Точно также , все кто регулярно общается с этими «детьми подземелья» говорят, что у них уже буйным цветом идут нездоровые процессы с психикой. И в этих условиях было бы удивительно, если бы они не начались. У людей нет никакого осмысленного занятия. Люди практически без движения и любого вида активности. На большинстве станций довольно хреново со связью и люди себя чувствуют отрезанными от мира.
О происходящем наверху судят по пабликам и СМИ, в которых только фото разрушений. И у них складывается картина, что здесь уже постапокалипсис. Грозный. Алеппо и Мариуполь. Причем еще и работает положительная обратная связь. Люди в таком закрытом комьюнити и настолько нестобильном состоянии психики накручивают себя и друг друга, пересказывая друг другу и самим себе по кругу все ужасы. Панические слухи распространяются там с дикой скоростью одни фантастичнее других.
Я позавчера и вчера много говорил по телефону с знакомой, которая там сидит с семьей уже больше трех недель. И она отказывалась мне верить, когда я объяснял, что у меня в квартире есть свет, газ, вода и интернет и все стекла в квартире целые. По ее мнению, таких квартир в Харькове не осталось. Убедить ее в том, что дорога домой в четыре квартала. а потом с волонтерами до вокзала не представляет серьезной опасности для жизни мне было безумно сложно. И я не уверен, что мне это до конца удалось.
И я понимаю, что ситуация будет дальше становиться только хуже, а не лучше. И со здоровьем сидящих там. И с состоянием их психики.
Что я предлагаю?
1) Принять волевое решение и объявить, что станции метро в течение скажем недели перестанут работать в режиме круглосуточного убежища. Или вообще в режиме убежища.
2) Всем сидящим там предложить системную помощь в эвакуации. Вплоть до сопровождения домой, помощи в сборе вещей и сопровождении на вокзал и посадки в поезд.
3) Каждого под любым предлогом за это время хотя бы по разу вытащить на поверхность не просто на подышать возле метро, а вынудив отойти хотя бы на 500-600 метров. На всех станциях метро кроме Гертруды и, возможно, Студенческой с ХТЗ, картина окружающей действительности у людей должна сильно измениться.
4) Тем, кто оттуда выберется, обеспечить по их запросу на 2-3 дня временное жилье. Это может быть необходимо в ситуации, если дом сильно пострадал от обстрелов и бомбежек.
5) Разъяснить людям порядок и возможности по эвакуации на запад Украины или в страны ЕС. Порядок приема там беженцев и т.д.
6) Закрыть таки метро в качестве убежищ.
Я прекрасно понимаю, что большинство сидящих там сейчас в первую очередь просто не могут принять какое-то решение. И продолжают сидеть просто из страха и пребывая в некотором ступоре. Я уверен, что большая часть из них при подобных действиях примет решение об эвакуации. И я уверен, что условия в эвакуации даже в самых переполненных местах приема ВПЛ на западе Украины окажутся значительно лучше, чем сейчас у них в метро. Многие же останутся в Харькове у себя дома. И вернутся за какое-то разумное время к если не совсем нормальной, то вполе понятной жизни, которой сейчас в городе живем мы все.
Но я убежден, что дальнейшее сидение в метро только ухудшает ситуацию по всем параметрам.
Буду благодарен за содержательную полемику. Желающих рассказать мне о смертельной опасности жизни в Харькове просьба не беспокоиться и проходить мимо.
Исходный текст:
* * * * *
34-й день восьмилетней войны, идущей уже несколько веков. (c) Aleksandr Shulman
Обстрелы продолжаются. Примерно на вчерашнем уровне. Не так много как бывало, но чувствительно. Опять в основном окраины города. Разрушения и пострадавшие есть, кажется без жертв.
Город продолжают активно убирать. Разбирают завалы на Сев. Салтовке, писали что еще в нескольких районах. В центре просто планомерно чистят улицы. Латают сети жизнеобеспечения. Ищут и устраняют места утечки из водопровода, надеются восстановить нормальное давление в сети.
В магазинах постепенно восстанавливается ассортимент. То есть восстанавливается ассортимент товаров ежедневного спроса. По другим позициям наоборот, подходят к концу еще довоенные запасы. За счет открытия новых могазинов, очереди в супермакетах постепенно становятся меньше. Все еще большие по мирным меркам в большинстве, но уже не в часах. В большинстве районов при наличии денег покупка еды перестала быть квестом. Проблема скорее в том, что цены выросли заметно, а денег у людей все меньше, работы в городе почти нет.
По области ситуация без особых изменений. То есть очень неровная. Довольно много обстрелов. в том числе тяжелыми ракетами по Люботину. Стабильно тяжелая ситуация в оккупированных населенных пунктах. Стабильно жуткая ситуация в блокадном Изюме. В части оккупированных городов находятся коллаборанты из местной власти. В этот раз на сотрудничество с оккупантами пошел Голова ОТГ Балаклеи. К сожалению, не он первый.
Вокруг Харькова ЗСУ продолжают зачищать мелкие пригороды, которые еще неделю назад уверенно контролировали русские. Процесс идет последовательно, день ото дня еще немного добавляется к зоне безопасности города. Но самые плотно занятые пригороды (Циркуны, Тишки, Русская Лозовая) еще впереди. И важно понимать, что на их зачистку уйдет не день и не неделя. Самые жаркие бои на территории области на изюмском направлении, насколько можно судить по открытым источникам. Там наши силы стараются помешать захвату Изюма, нарушать логистику. И я не оставляю надежду, что в результате смогут снять блокаду. В ходе боев нашим удалось захватить еще какое-то количество техники, в том числе еще что-то из РЭБ.
Да, я вас наверняка уже достал со своими рассказами о кофейнях. так вот, ничто не остановит идею, час которой настал! Сегодня нашел в городе открывшуюся пару дней назад кофейню. Маленькую, но настоящую. Можно сесть внутри, можно сесть за единственным столиком на улице. Вот прям-таки сесть и выпить сидя чашку кофе, даже с пирожным. Сбоку от Большого гастронома на Пушкинской по Манизера. А так как мой пунктик уже известен всем знакомым, то мне кидают анонсы. Завтра-послезавтра открывается еще одна. А на днях даже пиццерия начнет работать, правда пока в режиме доставки.
Вы можете решить, и достаточно обоснованно, что это у меня просто не все дома, раз я столько внимания уделяю таким вещам. Но для меня это один из самых наглядных признаков оживающего города. А для меня очень важно, чтобы город вернулся от выживания к жизни. Пусть трудной, пусть опасной, но жизни.
На мой взгляд, сейчас для скорейшего возвращения больше всего городу не хватает работающего транспорта. Харьков слишком большой город, чтобы в нем можно было как-то работать на расстоянии пешей доступности. И в первую очередь необходимо запускать метро. Я уже писал сегодня, что метро как убежище на мой взгляд сейчас работает больше в минус, чем в плюс. А в качестве основного транспорта оно и по эффективности, и по безопасности на порядок важнее и лучше всего остального. Если даже больше не будет из транспорта работать ничего, но заработает метро, то город станет более-менее транспортно связным. И это даст очень мощный толчок к возвращению жизни в город.
Когда гулял, сделал сегодня фотку Шевченко. Не знаю почему, но мне она кажется очень символичной для сегодняшнего Харькова.
Харьков стоит!
Слава Украине!
Низкий поклон нашим защитникам!
Исходный текст: