Архангел Михаил
Виктория Головченко
Культ архангела Михаила восходит в Киевской Руси к великокняжеским временам и имеет свою библейскую и историческую традицию. Согласно библейской субординации по философу Дионисию Ареопагиту, небесная иерархия состоит из девяти чинов, одними из которых являются архангелы. Михаил среди них был старшим (имя Михаил — «кто яко Бог») и являлся военачальником (архистратигом) Божьего войска. Именно он возглавил борьбу ангелов против сатаны, изображавшегося в виде дракона, и низвергнул его на землю. Святой Михаил считался первым защитником людей, посредником между ними и Богом, он сопровождал души праведников к вратам рая.
Плакетка «Архангел Михаил – покровитель города Киева»
Автор В. Жернов. Медь. Серебрение. 1996 г.
В составе композиции: цепной мост; Владимирский собор;
памятник Б. Хмельницкому; Киево-Печерская лавра.
Издавна с именем архангела связывались военные успехи. Великий князь небесных сил дарил свое заступничество римско-византийскому императору Константину. В средневековой Европе его называли патроном императоров, в частности, Карла Великого и особенно — Оттона III. На Руси он стал духовным покровителем киевского князя Святополка-Михаила Изяславовича, который в 1108 году построил в честь своего святого Михайловский Златоверхий монастырь.
Святой Михаил был заступником князьям древней Руси в борьбе против половцев. Выступая в поход на «поганых», князь и дружина искали благословения в киевском монастыре святого Михаила. Тем самым киевское воинство уподоблялось Праведным рыцарям Святого Града, которые вступают в поединок с силами зла. Соборный праздник святого архангела Михаила — 8 ноября (21 по н. ст.) является одним из наиболее почитаемых городских праздников. В этот день в 1088 году была освящена Михайловская церковь Выдубецкого монастыря.
Изображение святого Михаила было широко распространено на княжеских печатях, (что соответствовало крестным именам князей), змеевиках, церковных атрибутах, где оно символизировало победу над язычеством. На киевских печатях архангел Михаил традиционно изображался в длинных одеждах с копьем с крестом на конце — в правой руке и державой — в левой. Таким мы видим его на печати внука Мономаха — Ростислава Мстиславовича, который при крещении также получил имя Михаила.
Изображение Михаила на княжеских печатях постепенно перешло в геральдическую традицию, хотя до XVI столетия сведений об использовании изображений архангела Михаила в символике Киева и Киевской земли не фиксируется. Лишь XVI столетии появился герб Киевской земли — ангел в белых одеждах на красном поле, с опущенными вниз мечем и ножнами в руках (опущенный меч в руках символизирует в геральдике покорность), а красно-белые цвета герба соответствовали цветам знамени польского короля. С присоединением Левобережной Украины к России Киевская земля получает новый герб — архангел Михаил, но уже с поднятым мечем и круглым щитом, что было зафиксировано в Большой государственной книге, так называемом «Титулярнике» 1672 года.
Во время освободительной войны Богдана Хмельницкого образ архангела Михаила широко использовался на малиновых казацких хоругвях и стал символом Войска Запорожского, а также гербом самого гетмана. На протяжении XVIII века его изображение было наиболее распространенным на знаменах казацких полков. Позже, с присоединением Украины к России и до 1782 года, за архангелом Михаилом сохранялись функции земельного герба, лишь несколько изменилась постановка фигуры — теперь он изображался в движении, с поднятым мечом и щитом, в снаряжении, напоминающем древнеримский панцирь. С формированием новой российской военной символики, на знаменах российских войск появляются гербы присоединенных провинций и городов. Так, на ротных знаменах Киевских драгунского и пехотного полков фигура архангела исполнялась золотом на красном фоне.
Герб города Киева. 1856 г.
В 1782 году, на следующий год после образования Киевского наместничества, Герольдмейстерская контора утвердила гербы вошедших в наместничество городов. Архангел Михаил становится гербом города Киева и губернии и оставался ним вплоть до 1918 года. С середины ХIХ столетия символика с изображением архангела перешла частично и на гербы других украинских городов — Канева, Гадяча, Василькова, Таращи, Черкас, Чигирина, Янива.
С изображением архангела Михаила связаны два уникальных памятника декоративно-прикладного искусства XVIII века. Это сохранившиеся до наших дней медные рельефы с изображением архангела Михаила. Один из них, украшавший здание городской ратуши на Подоле, изображающий архангела с копьем, поражающим дракона в правой руке и державой в левой, хранится в фондах Музея истории г. Киева. Второй — с разведенными руками и мечом в правой и щитом в левой руке, венчавший когда-то главный фасад Михайловского Золотоверхого собора, хранился в Львовском музее этнографии и художественного промысла и был возвращен на свою родину – в Киев в 1999 году, в отстроенный заново Михайловский Золотоверхий собор.
С конца ХIХ века символическое изображение архангела имело, кроме геральдического, еще и идеологический смысл, связанный с пробуждением национального самосознания, выступая как символ Надднепрянской Украины. Недаром Михаил Грушевский использовал образ архангела вместе с галицким львом как символ единения восточных и западных украинских земель. Этой аллегорией было украшено первое издание его «Истории Украины-Руси».
Непреодолимая идеологическая и эстетическая привлекательность образа святого Михаила не оставила равнодушным и Георгия Нарбута — родоначальника новой украинской геральдики. В 1918 году в новом гербе Киева он попытался объединить все три известные символические изображения, связанные со столицей — архангела Михаила, трезуб и «кушу» — лук-самострел.
Современный герб города Киева
Новый всплеск интереса к традициям городской геральдики начался в годы Независимости. После долгих дебатов о том, каким быть новому гербу Киева, в 1995 году постановлением городской Рады было решено вновь вернуться к изображению архангела Михаила. И сегодня — «З нами праведная сила Архистратига Михаїла» (Т. Шевченко).
Опубликовано : Купола (Киев), 2005 г., вып. 1, c. 67 – 68.