Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Владимир Великий

Владимир Рычка

Рельеф «Владимир Великий»

В обширной галерее исторических деятелей, создававших основы могущественного восточнославянского государства с центром в Киеве, достойное место принадлежит князю Владимиру, прозванному средневековыми книжниками Великим, а народом — Красно Солнышко.

Труден и долог был его путь к киевскому великокняжескому престолу. Незаконнорожденный сын воинственного князя Святослава и плененной древлянской княжны, ключницы княгини Ольги — Малуши, он был отодвинут на далекую периферию государственно-политической жизни Руси. В 970 году он занял вакантный княжеский стол в Новгороде, от которого решительно отказались законные сыновья Святослава — единокровные братья Ярополк и Олег.

Долгих семь лет просидел Владимир в далеком и тогда еще захолустном северном Новгороде. Но вскоре произошли события, в корне изменившие политическую ситуацию в Киевской Руси. В 977 году Ярополк Святославич, посаженный отцом в Киеве, решил, по праву старшего, проучить не повиновавшегося ему младшего брата. Олег принял кровавую стычку близ своего города Овруча и был убит. Владимир, во избежание подобной участи, ушёл «за море» в Скандинавию. Собрав там военных наемников, он вскоре возвратился в Новгород. Выгнав оттуда посадников Ярополка, объявил ему войну.

В развернувшейся борьбе за первенство на Руси братья искали поддержки у могущественного полоцкого князя Рогволода. Владимир отправил в Полоцк своих послов просить руки дочери северного властелина. Однако гордая княжна отвергла сына рабыни и предпочла Ярополка. Уязвленный Владимир тот час же выступил в поход на Полоцк и, захватив город, убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь взял себе в жены. После этого, одержав победу над Ярополком, 11 июня 978 г. победоносно вошел в Киев.

Свое единовластное правление на Руси Владимир начал с реформ. Отправив варяжских наемников на службу в Византию, киевский князь сделал ставку на местное боярство и военную дружину. При поддержке своей рати он упорядочил систему сбора дани с подвластных славянских племен, реорганизовал систему административного управления, посадив своих сыновей посадниками в крупные городские центры Руси — Новгород, Полоцк, Ростов, Туров. Около 980 года Владимир предпринял попытку упорядочить систему организации языческих культов и верований. В центре тогдашнего Киева, вблизи княжеского двора на высоком холме князем, как сообщают письменные источники, были воздвигнуты «кумиры» грозных языческих божеств — деревянный Перун с серебряной головой и золотыми усами, Хорс, Дажбог, Стрибог, Симаргл и Мокошь. Такой общегосударственный языческий пантеон и единая система религиозных верований должны были служить сплочению полиэтнического населения Киевской Руси.

Однако традиционное язычество уже исчерпало себя. Оно препятствовало дальнейшему развитию молодого восточнославянского государства, его интеграции в сообществе европейских народов. После недолгих колебаний Владимир сделал выбор в сторону христианской религии в её византийском варианте. Этому благоприятствовало наметившееся сближение Киева и Константинополя.

Памятник святому равноапостольному…

Памятник святому равноапостольному князю Владимиру.
Почтовая открытка. Начало ХХ ст.

Византия в тот период остро нуждался в военной помощи. Летом 986-го её войска потерпели поражение в битве с болгарами близ ущелья Траяновы врата. Зимой того же года в армии вспыхнул мятеж, предводителем которого стал провозгласивший себя императором полководец Варда Склир. Владимир согласился оказать помощь византийскому правительству, однако в обмен на это потребовал руки сестры императоров-соправителей братьев Василия II и Константина — принцессы Анны. Те согласились, поставив непременным условием крещение киевского князя и его подданных. В Константинополь был тот час же отправлен шеститысячный экспедиционный корпус отборных воинов, а сам Владимир пошёл в Крым, чтобы наказать жителей византийского Корсуня (античный Херсонес), которые поддерживали мятежников. Захватив город, Владимир передал его своему шурину Василию II, а сам с триумфом возвратился в Киев.

Введение христианства на Руси князем Владимиром стало переломной вехой истории РусиУкраины, поворотным пунктом ее последующего культурно-цивилизационного развития. Христианизация Киевской Руси преодолела политическую и культурную изоляцию страны и привела к признанию её полноправным членом символической семьи христианских народов средневекового мира. С принятием христианства Русь, согласно тогдашним представлениям, как бы очистилась от скверны и с «не страны» стала страной, неотъемлемой частью мирового христианского содружества наций. Христианизация Киевской Руси означала ее легитимацию на международной арене. Отныне Владимир Святославич в глазах мирового сообщества перестал быть заурядным варварским вождем неизвестной в христианском мире страны.

Старокиевские книжники теперь смело уподобляли его библейскому царю Соломону. Подобно ему, Владимир был таким же великим градостроителем. Летопись сообщает о возведении им городов по Десне, Остру, Трубежу, по Суле и Стугне. В Киеве, на холме, где раньше размещался пантеон языческих божеств, князь повелел соорудить церковь святого Василия в честь своего христианского патрона. В 991 году была заложена, а через пять лет освящена первая каменная киевская церковь Успения Богородицы (Десятинная). Владимиру принадлежал и замысел возведения «Дома Мудрости» — величественного храма святой Софии. Современники видели в этом свершение пророчества Андрея о том, что «воссияет благодать Божья на киевских кручах». Таким образом, Владимир выступает исполнителем предначерченной апостолом Андреем миссии.

Вид на памятник князю Владимиру и…

Вид на памятник князю Владимиру и Владимирскую горку.
Почтовая открытка. Начало ХХ ст.

В то же время, во многих сохранившихся до наших дней письменных памятниках и сам Владимир возводится в ранг тринадцатого апостола. Например, в «Слове о Законе и Благодати», составленном современником Ярослава Мудрого митрополитом Иларионом, Владимир представлен в одном ряду с апостолами Петром и Павлом. Апостольский подвиг киевского князя заключался в духовном обновлении своего народа. Это его просвещение/просветление является не только и не столько метафорой «Славы Божьей», но свидетельствует еще и о распространении «учения книжного». Ведь при строившихся церквях и монастырях устраивались своеобразные школы, где обучали грамоте детей. Позже из них вырастали высокообразованные святители, которые переписывали и переводили с греческого языка богослужебные и другие книги, создавали оригинальные литературные произведения. Привнесенные на Русь из Византии высокоразвитые теологические знания, интеллектуальные ценности и произведения искусства содействовали развитию материальной и духовной культуры Киевской Руси.

Избранная князем Владимиром модель церковного устройства была в одинаковой степени открыта как для христианского Востока, так и для христианского Запада. Об этом свидетельствует широкое почитание в раннем киевском христианстве культа святого Климента, Папы Римского. Ученик апостола Павла, он принял мученическую смерть в античном Херсонесе на берегу Черного моря, куда был отправлен отбывать ссылку императором Траяном (98–117 гг.). Мощи св. Климента были обретены в 860 году Кириллом (Константином) Философом. В 867–868 годах часть останков Климента была перенесена славянскими просветителями из Херсонеса в Рим в подарок Папе Адриану ІІ. Другую их часть доставил в Киев на «благословение себе» князь Владимир. Они хранились в сооруженной им Десятинной церкви. Там же нашел вечный покой в 1015 году и сам Владимир. Почитание св. Климента как «заступника Руси» связывало Рим, Херсонес и Киев узами спиритуального родства.

Стремление средневековых книжников-интеллектуалов подчеркнуть связь раннего киевского христианства с апостольской эпохой было определяющей идеей процветания Древнерусского христианского государства. Государства, которое в результате выбора князя Владимира пребывает отныне под особым Божьим руководством. Поэтому и почитается он Церковью святым и равноапостольным.

Опубликовано : Купола (Киев), 2005 г., вып. 1, c. 69 – 71.