Памятная медаль Польши ХVII века в собрании Музея истории г. Киева
Алексей Курмаз, Раиса Яушева-Омельянчик
Музей истории города Киева был учрежден в ноябре 1978 года, и сразу же после того, как он временно обосновался в «домике Петра І» на Подоле, началось формирование его минцкабинета. Музейная коллекция накапливалась за счет поступления из других музеев, а также промышленных предприятий, академических институтов, вузов и различных организаций, которые отображали в памятных знаках, медалях и наградах свои знаменательные события и достижения. Были также налажены связи со столичными коллекционерами.
Музей закупал и музею дарили одиночные находки и клады, малые собрания и большие систематические коллекции. Сейчас фонд насчитывает более 17 тысяч предметов нумизматики, бонистики, фалеристики, сфрагистики.
В сентябре 1987 года музей приобрел у В.П.Шевченко небольшое собрание, принадлежавшее её покойному мужу и состоявшее из 56 единиц. Здесь были 44 серебряные монеты России ХVIII-начала ХІХ века, пять серебряных монет Саксонии и Австрии ХVIII века, пять жетонов, посвященных событиям в России и Киеве в ХIХ-начале ХХ века, и две серебряные памятные медали Польши середины ХVІІ столетия. В те годы сумма в 350-500 рублей составляла месячную зарплату министерского чиновника ранга выше среднего.
Одна из польских медалей коллекции была выполнена по случаю взятия Киева 22–25 июля 1651 г. войсками Януша Радзивилла в период национально-освободительной войны в Украине 1649–1654 годов. Её автор — медальер Себастьян Дадлер (1586–1657), работавший с 1647 года на монетном дворе Гданьска.
Диаметр медали — 68 мм, проба серебра — 875, общий вес — 79,9 грамм. На аверсе медали по правому верхнему краю — разрыв металла на 1,5 мм. Имеются царапины, незначительная потёртость.
Известные шесть (?) экземпляров медали достаточно изучены за последние два столетия. О нашем, седьмом экземпляре рассказывалось в № 2 за 1992 год в «Украинском историческом журнале» (Український історичний журнал). Автор статьи научный сотрудник музея Сергей Климовский акцентировал внимание на исследовании герба города Киева на карнизе правой башни Золотых Ворот. На нём был изображен герб «Куша» (на щите — лук вправо со стрелой).
Аверс медали
На аверсе медали Дадлера представлена композиция, состоящая из основных двух планов. На первом изображен сидящим король Ян II Казимир с жезлом в руке. Он символически принимает от литовско-польского гетмана Януша Радзивилла город Киев, захваченный двумя днями ранее. Это подтверждается и сделанной на медали надписью: «Киевские сломанные луки и бунтарей-сагайдаков Радзивилл передает тебе, царь Казимир».
Торжественность события подчеркнута изображением слева киевских Золотых Ворот в качестве фона. На заднем плане размещена сквозная панорама правобережного Киева — города Верхнего и Нижнего.
Многие исследователи предполагали, что панорама представлена с левого (противоположного городу Киеву) берега Днепра и не несет никакой смысловой нагрузки, показывая лишь павший город, а в качестве аргумента приводился изгиб реки, якобы соответствующий повороту русла Днепра с левобережья.
Реверс медали
Фоном на медали послужила гравюра очевидца событий Абрагама ван Вестерфельда.
Этот голландский художник, служивший при дворе Януша Радзивила, находился в гетманской свите на территории Украины в 1649–1651 годах. До нашего времени дошла одна из его известных картин с видом Киева в виде копии XVIII века.
Очевидно, автор медали не преследовал цели идентифицировать с гравюрой пейзаж поверженного города, однако резчик уважительно подчеркнул особенность древнейшего города «на семи холмах» множеством величественных церквей, обозначив таким образом важные культовые и дворцовые постройки Верхнего города, и представив густоту застроек Нижнего города, естественной для торгово-ремесленного центра, каким был Подол.
На переднем плане медали Дадлер расположил победоносное войско на поле, пересечённом изогнутой рекой, как бы разделив ею рыцарей на две группы: справа — Ян Казимир со свитой, увенчанной королевскими гербовыми штандартами, слева — войско Радзивилла, несущее литовскую «погонь» и личный штандарт полководца. На гравюре же Вестерфельда изображено перед городом только поле, как место сражения всадников, без каких-либо водоемов.
Уточним географию событий и сюжетные расхождения между гравюрой и медалью.
Известно, что 20 июля 1651 г. войско Речи Посполитой, одержав победу над армией Богдана Хмельницкого под Берестечком, двинулось на Киев. Одновременно с севера выдвинулся литовский гетман Януш Радзивилл. 15-тысячное польско-литовское войско, разбив свой лагерь под Любечем, выслало к Киеву передовой отряд под командованием Викентия Гонсевского. 6 июля 1651 г. он вступил в бой с дымерским казацким гарнизоном под командованием Антона Ждановича. Сражение носило характер стычки и не дало победы ни одной из сторон. Однако эти события спровоцировали панику в Киеве. Печерский архимандрит Иосиф Тризна вместе с митрополитом Сильвестром Косовым поспешили послать Радзивиллу петицию, подтверждавшую покорность королевской власти. Тем не менее армия Радзивилла продолжила наступление.
В то же время казацкий отряд Ждановича, находившийся в городе, отступил в Триполье, оставив население без защиты. Но после приказа Богдана Хмельницкого он был вынужден вернуться в город для встречи с противником. Согласно казацким летописям 1600–1787 годов, Гонсевский, подойдя к Киеву, разместил свой лагерь на Оболони. 22 июля 1651 г. произошли столкновения казаков с польскими войсками. Как говорит летопись, «казаки немедленно стали выезжать в одиночку, но Господь не дал им счастья».
Основная битва развернулась в районе Оболони — местности, лежащей выше по Днепру на север. Сражение длилось недолго, так как через два дня к литовцам подошло Днепром сильное подкрепление. Понимая бесполезность сопротивления, казаки укрылись в городе, откуда на лодках отступили по Днепру, предварительно устроив пожары в окрестностях Киева. Остатки казацкого войска были уничтожены возле Золотых Ворот: «Августа 16-го отправлен был полковник Нольд с некоторою партиею войска, для разведывания о казаках, который сыскал множество их, вместе с татарами, поблизу ворот Киевских, называемых Золотых, о том отрепортовал князю. Князь командировал тотчас на то место одну партию легкой кавалерии, которая атаковала казаков так сильно, что и мост, через который думали они себе убежище иметь, не пособил, ибо поляки тотчас им завладели» (Сборник материалов для исторической топографии Киева и его окрестностей. Киев, 1874 г.).
25 июля 1651 г. литовский гетман торжественно въехал в Киев через Золотые Ворота. Тут киевский магистрат и представители духовенства Сильвестр Косов и Иосиф Тризна вручили победителю «ключи» от города.
Итак, в ходе сражения за Киев обозначились три основных места, где разворачивались события: Оболонь — поле битвы и место расположения лагеря; Днепр – по нему подошли польско-литовские резервы, сыгравшие важную роль в исходе сражения; Золотые Ворота — как заключительная фаза обороны и сдачи города. Эти места и запечатлены на аверсе медали Дадлера, сделав её сюжет многоплановым.
На переднем плане изображена церемония передачи города королю Яну II Казимиру. За спиной торжественной процессии — Золотые Ворота, далее — панорама Нижнего города, которой предшествуют обширные открытые луга.
Просматриваются и некие фортификационные укрепления, расположенные перед нижней городской застройкой, хотя известно, что во время написания картины и изготовления медали набережная Днепра на Подоле не была защищена. Укрепления появились позже, уже после присоединения города к России, то есть после 1654 года. Королевские ревизоры в 1570 году так описывают эту набережную: «Никакой защиты нет… и таким образом без ведома правительства прямо из дома каждый купец водой может добраться до неприятельской земли, и так же из неприятельской земли может купец и кто угодно въехать и выехать, когда хочет, что часто и случается».
Напрашивается вывод, что на медали изображена не набережная Днепра, а линия оборонительных сооружений в ином месте. Как известно, фортификационные сооружения Подола располагались вдоль реки Глубочицы, которая защищала Подол с севера. В их состав входили ров, частокол и вал. Вал имел несколько ворот. Бискупские располагались недалеко от горы Щекавицы, а другие ворота, существовавшие гипотетически, вели на Оболонь, где обычно проходили учения войск киевского магистрата и выпасался городской скот. Возможно, именно они и изображены на медали Дадлера, как небольшой проход, отмеченный башенкой в центре. Эти сооружения можно было рассмотреть опять-таки только с Оболони.
Таким образом, логично предположить, что именно с этой точки и было сделано изображение на медали. Единственная большая водная артерия в этом месте – река Почайна, ограничивавшая Оболонь с восточной стороны. Скорее всего, исследователи прошлых лет и принимали ее за Днепр. Отсюда и возникла ложная идентификация точки, с которой был сделан рисунок-эскиз для медали Себастьяна Дадлера.
Изучение медали продолжается. Возможно, что это не последняя тайна, которую приоткроет старый мастер для исследователей киевской старины. Время покажет.
Опубликовано : Купола (Киев), 2005 г., вып. 1, c. 93 – 95.