Златоверхий Михайловский собор
Алексей Курмаз
Среди немногочисленных памятников древнерусского периода, сохранившихся в Киеве к началу ХХ века, Златоверхий Михайловский собор занимает особое место. Пережив набеги и разорения кочевников, пожары и перестройки, он донес дыхание древней истории, такой далекой и одновременно близкой.
Более пятидесяти лет ученые и историки не имели возможности исследовать этот ценнейший памятник времен Киевской Руси. Недавно восстановленный, Михайловский собор стал роскошным надгробием над одной из уникальных построек Киева.
Сувенирная плакетка «Златоверхий Михайловский собор».
Медь. Серебрение. Гальванопластика. Авторы А. Жернов, С. Силенко.
Граверные работы – В. Жерно. Киев, 2003 г. 250:250 мм (без обрамления).
История появления Михайловского собора, подобно большинству древних обителей, окутана тайной. Многие исследователи считают, что его основателем является грек Михаил, прибывший из Корсуня вместе с князем Владимиром для крещения славянского государства. Эти местные предания и были записаны Иннокентием Гизелем – «… первый при Владимире митрополит Михаил, посадивши иноков на горе, недалеко от Чортова Беремища, на свое имя и церковь святого архистратига Михаила созда, сея ради вины: зане яко святый архистратиг Михаил чорта въ болване бывшего низверши».
Вопрос об истинном времени возникновения памятника до сих пор дискутируется. Одни из историков (Берлинский, Максимович, Сементовский, Похилевич) поддерживали версию об устройстве монастыря, изложенную Гизелем. Другие, во главе Закревским, относились к преданию скептически и считали временем основания ХІ век. Главным их аргументом было отсутствие упоминания об этом событии в летописях. Есть лишь строки о «попах царициных и корсунських», прибывших с Владимиром. Был ли среди них грек Михаил, доподлинно не известно. Но могло иметь место и умышленное замалчивание Нестором и другими хроникерами сведений о постройке церкви. Ведь летописец был монахом Киево-Печерской лавры, а потому был заинтересован в том, чтобы его монастырь имел статус более древнего, нежели Михайловский.
В период между 1054–1062 годами в этом районе был основан Дмитриевский монастырь. Его возникновение связано с именем киевского князя Изяслава Ярославовича, в крещении Дмитрия. В отличие от Лавры и большинства других монастырей Киева, Дмитриевский был вотчинным (фамильным). В «Патерике Печерском» он занимал второе место по богатству и авторитету после Лавры. Однако популярность монастыря напрямую зависела от политических успехов и неудач его покровителя Изяслава. После восстания 1068 года, причиной которого было поражение князя и его братьев от половцев на реке Альте, Изяслав покинул Киев. Спустя год, при активной помощи польского князя Болеслава Смелого, князь вновь стал править городом. Но уже 2 марта 1069 г. Святополк и Всеволод Ярославовичи напали на брата, и Изяслав был вынужден опять искать поддержки вне пределов своего княжества. Вернуться к власти ему удалось лишь в 1077-ом, а в следующем году князь погиб под Черниговом.
После смерти Изяслава монастырь поддерживали его дети. Один из сыновей — владимиро-волынский князь Ярополк, в крещении Петр, заложил в приделах отцовского монастыря церковь в честь своего патрона. Это событие произошло в 1085 году. Постройка еще не была закончена, когда ее основатель был убит подосланными убийцами. Ярополка-Петра похоронили в его церкви.
А в 1108 году другой сын Изяслава — Святополк, заложил на том же месте церковь в честь своего небесного покровителя — Михаила. «Заложене бысть церкви святаго Михаила Золотоверхая, Святополком князем». Построенный храм был похож на Успенский собор КиевоПечерской лавры и не уступал по богатству оформления Софии Киевской. Кроме того, Михайловская церковь была единственным киевским храмом, купол которого был покрыт золотом. «Она (церковь — А.К.) красивое здание; посередине ее находится круглая башня с вызолоченною крышею, верхние своды изнутри мозаичной работы, а пол вымощен маленькими цветными камушками», — описывал Михайловский собор Эрих Лясота в 1594 году.
Храм был трехнефным, длиной около 29 м, шириной 19 метров. Стены украшены мозаиками и фресками, пол — мозаичный. Одним из главных ценностей были святые мощи великомученицы Варвары, якобы привезенные второй женой Святополка — знатной гречанкой Варварой-Ириной. Однако некоторые современные историки ставят под сомнение сам факт существования княжны-гречанки.
Златоверхий Михайловский монастырь. Почтовая открытка. 1900-е годы.
Трудно говорить об отношении к храму со стороны киевлян. Храм был прекрасен, но политика его создателя не пользовалась популярностью. Святополк Изяславович сразу после своего прихода к власти приступил к решению одной из острейших задач древнерусского государства — защиты от постоянных набегов половцев. После нашествия хана Боняка в 1096 году князь призвал Владимира Мономаха на Любецкий съезд, где была разработана общая стратегия борьбы с кочевниками. Войны и походы требовали денег, и князь решал эту проблему при помощи поборов с горожан, не гнушаясь даже элементарной спекуляции. После его смерти киевляне, желавшие видеть своим князем Владимира Мономаха, подняли восстание, закончившееся разгромом дворов чиновников и первым в истории Киева зафиксированным еврейским погромом. Приход к власти Владимира Мономаха прекратил беспорядки и спас монастыри и храмы Святополковы от полного разграбления.
Летописцы мало писали о Михайловский церкви. Единственными летописными упоминаниями о храме были сведения о погребении Святополка Изяславовича в 1113-ом и Святополка Юрьевича — в 1190 году. При разорении монголами Киева в 1240 году Златоверхий монастырь, как и большинство построек Верхнего города, был опустошен.
Только в 1523 году король Сигизмунд І даровал игумену Макарию право реставрировать монастырь по «их закону греческому» и освобождал от «подсудности митрополиту и воеводе». Король не только разрешил Михайловскую общину, но и вернул монастырю земли, ранее ему принадлежавшие. Фактически это был весь современный центр города — Владимирская горка, Крещатик, Липки, Львовская площадь, Кудрявец, Шулявка. Немало пополнил земельные владения монастыря и князь Константин Константинович Острожский. Безусловно, новые земли не могли не сказаться на процветании монастыря. По свидетельству современников, к концу ХVІ века обитель значительно расстроилась. Михайловский собор был частично восстановлен, в нем возобновили раку святой Варвары.
Однако часы спокойствия быстро миновали и в начале ХVІІ века униатская церковь начала проявлять повышенный интерес к православным храмам. В 1612 году митрополит Ипатий Поцей получил грамоту польского короля Сигизмунда ІІІ на присоединение Златоверхого Михайловского монастыря со всеми владениями к униатской Киево-Софиевской митрополичьей кафедре. Немедленной передаче препятствовало условие, что документ вступит в силу только после смерти Иосафа, тогдашнего игумена Михайловского монастыря. Но ему удалось пережить (умер в 1618 году) униатского священника и храм остался православным. Преемник Ипатия Поцея, Иосиф Рутский, все же попытался захватить монастырь. Однако киевского наместника Антония Грековича, пытавшего окатоличить обитель, казаки поймали и убили — «в воду посадили воду пить». Постепенно Михайловский монастырь стал в Киеве настоящим эпицентром противостояния униатов и православных. Его игумен Иов Борецкий даже после назначения митрополитом киевским не покинул стен монастыря. Таким образом, с 1620 по 1638 год он был резиденцией киевских митрополитов.
Михайловская площадь. Почтовая открытка 1913 г.
Петр Могила, избранный митрополитом в 1632 году, начал добиваться признания православной метрополии на равных правах с униатской. Он восстановил множество храмов, открыл типографии и немало способствовал открытию православных учебных заведений. Проводя политику возвращения храмов своим законным владельцам, митрополит решил уничтожить резиденцию униатов в Софии Киевской и перенес туда резиденцию из Михайловского храма. Это событие вызвало его запустение. И только усилиями Феодосия Сафоновича, ставшего игуменом в 1655 году и правившего обителью около 20 лет, Михайловский монастырь восстановил свой утраченный авторитет. Это было время военных действий между Хмельницким и Польшей, закончившихся присоединением правобережной Украины к России. В ответ на оказанную игуменом поддержку Богдан Хмельницкий одарил монастырь новыми землями и «покры медью и позлати верхъ церкви святого архистратига Михаила». В честь присоединения Украины к России он «…постави двуглавого орла на кресте главного купола в Михайловском монастыре».
31 июня 1659 г. московский царь Алексей Михайлович подтвердил права Златоверхого монастыря на владение Бородянкой, Красносельем и другими селами. В результате Михайловская обитель стала одной из самых богатых в Киеве. Новые источники дохода и богатые пожертвования позволили монастырю начать строительство. В 1631 году Михайловская церковь имела два придела – во имя Пресвятой Богородицы и в честь великомученицы Варвары. В описании храма 1682 года их указано уже три – был возведен придел в честь Входа Господня в Иерусалим.
В начале ХVІІІ века Михайловская обитель получила солидного покровителя в лице российского царя Петра І. 1 апреля 1700 г. он выдал игумену Михайловскому Корниловичу грамоту «подтвердительною всех грамот государей прежних, правителей королевских и гетманских универсалов и прочих, купчих и легаций на имение, в монастыре приобретенное». Император и его супруга Екатерина I выделили средства на создание придела великомученицы Екатерины в благодарность за спасение Петра І с армией при реке Прут. Волю царя было поручено исполнить специально присланному их Москвы князю Алексею Михайловичу Черкасскому.
Щедрая царская милость собору привлекла внимание частных жертвователей. Так, митрополит Иосаф Кроковский «в трапезе иконостас своею мздою устроил, акафист Варваре великомученице составил и день вторник ему нарече». Гетман Скоропадский в 1712 году «маетности оборон поле Днепра, собою владомые, Крехаев и Броденки, монастырю отда… Иконостасное дело в великой церкви иждивением своим постави». Гетманом Мазепой была устроена серебряная рака для мощей святой Варвары. А князь Голицын «своим попечением низкий придел Варварский во высоту подъять… гроб мученический мощем». Он также дал деньги на устройство проходов из главной церкви в пристроенные приделы, «церковь пространством расширили, светлость внутри воведе». И завершил обустройство, подарив монастырю серебряный балдахин весом в 400 кг. Дело продолжил гетман Самойлович, подарив церкви пятиярусный иконостас, считающийся одним из уникальных образцов барочного искусства. Начиная с 1730 года, сын гетмана Даниила Апостола — Павел неоднократно жертвовал большие суммы на Михайловскую обитель.
Новые пожертвования позволили начать масштабное строительство. В 1713 году возле монастыря была построена новая каменная Трапезная (единственное сохранившееся на сегодня древнее здание на территории Михайловской обители), возведенная на месте старой деревянной. В 1720 году московский мастеровой Иван Матвеевич построил каменную колокольню, через 20 лет монастырь обнесли каменной оградой с двумя воротами — Экономическими и Главными под колокольней.
Традицию помощи монастырю, заложенную Петром I, продолжили все русские цари и царицы. Императрица Анна Иоановна издала в 1734 году указ, по которому настоятели Златоверхого монастыря получали сан архимандритов. Кроме того, она подарила обители перстень с бриллиантом. Он, как и подарок императрицы Елизаветы Петровны — перстень с бриллиантом чистой воды размером «…более 15-ти копеечной серебреной монеты» хранились в ризнице монастыря.
Златоверхий Михайловский собор и колокольня. Литография.
Но судьба монастыря была весьма переменчивой. При секуляризации 1786 года он потерял большинство своих земель и крепостных крестьян, конфискованных в пользу государства с целью «освобождения духовных властей и чинов от несвойственных им хозяйственных забот». Кроме этого было введено деление монастырей на три класса. К первому отнесли Никольский, Михайловский и Флоровский, ко второму — Греческий и Богословский, к третьему — Выдубецкий монастырь. Остальные же подлежали упразднению и, как правило, получали статус приходских церквей. Хотя Михайловский монастырь и был отнесен к первому классу, это не гарантировало процветания.
Компенсацией за отобранные земли стала подаренная в 1802 году местность Феофания, называвшаяся в прежние времена Лазаревщиной. В следующем году она была передана настоятелю Михайловского монастыря Феофану Шиянову, и вслед за этим киевский митрополит Гавриил Банулеско издал грамоту, которой установил новое название местности — Феофания. Шиянов и сменивший его Ириней Фальковский приложили много усилий, чтобы превратить ее в одно из самых почитаемых православных мест в Киеве. Не забыл о монастыре и император Александр I. Его подарок, сделанный в 1817 году, — храмовая икона архистратига Михаила, изготовленная на золотой доске весом 4 кг и осыпанная множеством бриллиантов.
В ХІХ столетии в монастыре были построены келии — Михайловский и Варваринский корпуса, возведен монастырский гостиничный корпус с домовой церковью Смоленской Божьей матери Одигитрии.
Монастырская братия была немногочисленной. Так, в 1842 году она состояла из настоятеля, наместника, 8 иеромонахов, 4 иеродиаконов, 3 монахов и 8 послушников. В 1884 году по указу Священного Синода численность была увеличена. На содержание монастыря из казны отпускалось 4125 руб. в год и 2240 руб. — на содержание преосвященного викария и 6 служителей при нем. Монастырскими владениями считались луг Кораблища возле с. Козина — 90 десятин, усадьба на реке Лыбеди — 43 десятины и мельница в с. Мотовиловке — 11 десятин. Михайловский монастырь получал значительный доход от паломников.
В период революции 1917 года и гражданской войны в усадьбе монастыря располагались «гайдамаки» и части Красной армии. В 1919 году вселился «Укрсовнархоз», а после 1922 года в постройках бывшего монастыря были размещены общежития студентов киевских высших школ. Это, безусловно, не способствовало сохранению древних построек.
В связи с переводом в 1934 году столицы Украины из Харькова и вызванной этим перестройкой центра Киева властью было приняло решение о сносе Михайловского монастыря и его главной церкви. Несмотря на протесты киевской интеллигенции, в 1937 году «приговор был приведен в исполнение». Из всех построек уцелела только маленькая Трапезная церковь и монашеские келии.
Только в конце ХХ столетия были проведены фундаментальные археологические исследования территории. В 1996–1999 годах Златоверхий Михайловский собор и колокольня были воссозданы.
Опубликовано : Купола (Киев), 2005 г., вып. 1, c. 11 – 15.