Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Выводы

Харишин М. В.

Таким образом, Освободительная война украинского народа, начавшаяся под лозунгом борьбы за православную веру, была неоднозначно воспринята духовенством Киевской митрополии. Мелкое духовенство, недовольное постоянными притеснениями католической шляхты, претензиями греко-католиков на храмы и церковные владения, влилось в ряды восставшего народа, надеясь, наконец, получить желанную свободу.

Гетманское правительство, понимая значение церкви в становлении новой власти в Украине, изначально пыталось заручиться её надежной поддержкой. За весь период гетманства Богдана Хмельницкого, гетманом издаются универсалы, направленные на защиту и расширение владений Киевской митрополии. На переговорах с правительством Речи Посполитой постоянно фигурирует вопрос об укреплении позиций Украинской православной церкви путем уравнения в правах с римо-католической, упразднения церковной унии и возвращения православной Киевской митрополии всех её храмов и угодий.

Позиция гетмана Богдана Хмельницкого отвечала интересам высшей иерархии митрополии. Не порывая отношений с польским правительством, высшее православное духовенство одновременно поддерживало и действия правительства Украины в части обеспечения прав Украинской церкви. Результатом их сотрудничества на протяжении 1649-1650 годов стало новое юридическое подтверждение официальными властями Речи Посполитой давних прав и привилегий Киевской митрополии.

Однако, затяжная война, частая перемена власти, крестьянские погромы, не минувшие и владения митрополии, неспособность гетманского правительства всегда вовремя оружием защитить собственность Украинской православной церкви вынудили её иерархов отойти от какой-либо политической деятельности. Это позволило им на протяжении 1651-1653 годов успешно развивать церковно-хозяйственные связи с правительством Богдана Хмельницкого, с польскими властями, Российским государством, с восточным духовенством, управлять своими епархиями, заботиться о надлежащем профессиональном уровне украинского духовенства.

После Переяславской Рады 1654 года возникли обстоятельства, заставившие украинское духовенство вновь позаботиться о юридическом статусе Киевской митрополии. Богдан Хмельницкий, пытаясь защитить Украинское государство от внешних врагов, прежде всего от Речи Посполитой, заключил союз с Россией, в соответствии с которым Украина переходила под протекторат московского царя, сохраняя, при этом, военную и политическую независимость. Однако, в Кремле решения Переяславской Рады расценили исключительно как возвращение потерянных ранее Россией земель. Такая трактовка относилась и к Киевской митрополии, для которой в составе Московского патриархата отводилась, возможно, самая главная роль в реализации захватнической политики Москвы.

Исходя из этого, российские чиновники грубо вмешивались в дела Киевского митрополита, задерживали и допрашивали священнослужителей, захватывали церковные земли для строительства фортификационных сооружений и, наконец, три епархии Киевской митрополии, находящиеся за пределами Украины, в одностороннем порядке непосредственно подчинили Московскому патриарху.

Богдан Хмельницкий, рассматривая национальную церковь необходимым институтом Украинского государства, сразу же после Переяславской Рады выдвинул перед Кремлем вопрос о необходимости признания (подтверждения) канонического статуса Киевской митрополии и сохранения её обширных владений. Последовательность гетмана снова сблизила с ним высшее духовенство. К московскому царю нередко направлялись совместные посольства с грамотами, письмами, где излагались аналогические требования. Российский монарх, подтвердив владения отдельных монастырей и епископов, от главного требования оставить Киевскую митрополию в юрисдикции Константинопольского патриарха уклонился.

Московское правительство, боясь силовым решением подчинить себе митрополию путем изменения ее канонического статуса, не имея надлежащей поддержки со стороны украинских иерархов, пыталось расширить и укрепить свое влияние среди мелкого духовенства. Умело используя трудности, с какими сталкивалось украинское общество, Москве наконец-то удается укрепить свои позиции на Сиверщине (Черниговское воеводство), где часть священников изъявила готовность избрать на Киевскую митрополичью кафедру митрополита, направленного из Кремля.

Богдан Хмельницкий, понимая, к чему ведет «протекция» России, пытался оградить Украину и ее церковь от любого внешнего вмешательства в их внутренние дела. Гетман своей властью утверждал епископов на кафедры, издавал охранные грамоты, помогал решать актуальные проблемы церкви. После смерти Сильвестра Косова, Богдан Хмельницкий, как глава государства, назначил местоблюстителя митрополичьей кафедры. Выборы нового главы Украинской православной церкви он считал исключительной компетенцией Украины и ее духовенства.

Таким образом, ошибочно, на наш взгляд, считать, что Богдан Хмельницкий намеревался подчинить Украинскую православную церковь московским духовным властям. Анализ документов и научных исследований позволяют утверждать, что усилия гетмана были направлены на сохранение автокефальных основ Киевской митрополии, гарантом чего должен был и впредь выступать Константинопольский патриарх.

Но история распорядилась иначе. Уход из жизни Богдана Хмельницкого, совпавший по времени со смертью последовательного защитника и патриота Киевской митрополии Сильвестра Косова, стал началом разрушительного и трагического для украинского народа кризиса, который вскоре охватит все сферы общественно-политической жизни Украины, включая Украинскую православную церковь.