Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Выводы

Харишин М. В.

Итак, давайте вместе попытаемся подвести итоги и этой финальной части нашего исследования. Как мы могли удостовериться, события, развернувшиеся в Украине после смерти Богдана Хмельницкого, сделали неизбежным процесс подчинения Киевской митрополии Московскому патриархату. Смерть гетмана предоставила Кремлю возможность открыто проводить курс на ликвидацию Украинской государственности.

Наличие в Украине независимой от Москвы православной церкви, в сущности, сводило на нет усилия российских политиков. Поэтому, отрыв Киевской митрополии от Константинополя, переход ее под власть Московского патриарха были в ряде приоритетных задач колониальной политики России в Украине. Используя политическое давление, демонстрацию военной силы, российскому правительству удалось навязать Украине условия, которые в итоге лишали ее политического суверенитета, а украинское православное духовенство обязывали признать над собой власть Московского патриарха.

Политика Москвы вызвала в украинском обществе неоднозначную реакцию. Старшина, духовная иерархия, пугаясь московского абсолютизма, все больше склонялись к союзу с Польшей. При этом, мещане вместе с крестьянами и мелким духовенством, еще хорошо помня панскую кабалу и религиозные притеснения, враждебно воспринимали намерения украинских верхов и отдавали преимущество России. Украина вступила в период политической неопределенности, которая привела ее народ к страшной по своим последствиям Руине.

Политическая руина была тесно связана с церковной. Разделение украинского общества на многочисленные, нередко враждующие между собой политические фракции, их ставка на военную помощь соседних государств – России, Польши и Турции, – обусловили полный развал церковного управления Киевской митрополией. Митрополичья кафедра стала объектом повышенного внимания со стороны соседних правительств и их ставленников в Украине, вследствие чего ее одновременно «возглавляло» несколько владык.

Военные действия на территории Украины вызвали невиданную разруху церковных владений: храмы были разрушены, хозяйства разорены. Кремль не был безразличным к политическим процессам, которые происходили в украинском обществе. Разорвав Украину на две части Андрусовским договором с Польшей, он уверенно укреплял свои позиции на Левобережье, постепенно ограничивая власть гетманского правительства, права казацкой старшины и высшего духовенства.

Отсутствие в Украине единой церковной власти дало повод Москве вмешиваться в дела Константинопольского патриарха как кириарха Киевской митрополии. На Сиверщине Черниговскую епархию было возведено в ранг архиепископии, что являлось прерогативой Константинополя, а затем из-под власти кириарха изъяли и Киево-Печерскую Лавру.

Не лучшим было положение правобережной и западной части Киевской митрополии. Католическая шляхта, разгневанная неудачами в ходе российско-польской войны и значительной потерей земель, усилила репрессии против «вражеского» православия, пыталась полностью искоренить его на всей территории Речи Посполитой. Константинопольский патриарх, зависимый от турецких властей, был бессилен остановить хаос, который охватил Киевскую митрополию. Да и сама Турция претендовала на значительную часть территории Украины.

Не могла стабилизировать политическую ситуацию, а значит и церковную жизнь в Украине, разделенная распрями казацкая верхушка. Украинская государственность оказалась на грани своего полного исчезновения, ее православный народ вместе с духовенством ожидали новые лишения и унижения. Именно в такой обстановке среди ведущего слоя казачества и духовенства Левобережья окончательно утвердилось мнение, что спасение лежит в прекращении вооруженного сопротивления и признании московской власти на условиях Переяславской Рады 1659 года. Условия предусматривали широкую автономию Левобережной Украины в составе Российского государства. Киевская митрополия, признавая верховенство Московского патриарха, сохраняла за собой внутреннее самоуправление.

С приходом к власти Ивана Самойловича начался процесс объединения украинских земель в составе Российского государства, происходило налаживание общественно-политической жизни в Украине. Независимая от Московского патриарха иерархия Киевской митрополии существенно ослабляла позиции гетмана, как в Украине, так и в России. Именно поэтому, гетманское правительство сыграло, возможно, наибольшую роль в конечном подчинении Украинской православной церкви Московскому патриархату. Поддержав российские власти, гетман был убежден, что такая акция возможна только при условии сохранения внутренней независимости и самобытности Киевской митрополии.

Смерть Антония Винницкого, последнего Киевского митрополита, рукоположенного восточным патриархом, ускорила развитие событий. В Москве, обеспокоенной претензиями правобережного администратора митрополии на Киевскую кафедру, его призывами разорвать отношения с российским патриаршим престолом, настаивали на незамедлительных выборах нового митрополита. В поисках претендента остановились на кандидатуре Луцкого епископа Гедеона Святополк-Четвертинского, который устраивал и московских чиновников, и гетмана, и украинское духовенство. Последнее, заручившись поддержкой гетманской власти, после определенных колебаний окончательно выработало условия, на которых Киевская митрополия переходила в состав Московского патриархата.

Российское правительство, довольное тем, что дело подчинения подходит к завершению, согласилось их принять. Царскими грамотами закреплялось и гарантировалось сохранение всех давних прав и привилегий Украинской православной церкви. Киевский владыка лишался лишь титула экзарха Константинопольского патриарха и обязывался при управлении правобережной и западной частями митрополии согласовывать свои действия с гетманом. На основе договоренностей новоизбранный митрополит в конце 1685 года принял благословение из рук Московского патриарха.

Правительство Турции, против которой в Европе формировался христианский альянс, желая сохранить с Россией добрососедские отношения, распорядился немедленно оформить переход митрополии в ведение Московской патриархии. Бессильный и послушный Константинопольский владыка выполнил волю турецкого правительства, за что получил от российского посольства денежное вознаграждение. В середине 1686 года он официальльно подтвердил новый канонический статус Киевской митрополии.

Признало акт передачи Киевской митрополии и Польское государство. Под давлением Москвы, правительство Речи Посполитой в «Вечном мире» с Россией обязалось не препятствовать Киевскому митрополиту в управлении православными епархиями, которые оставались на территории, подвластной Польше.

Достигнув цели, российское правительство, не имея никаких внешних и внутренних препятствий, не встречая никакого сопротивления со стороны украинского духовенства и гетманской власти, вероломно нарушая обещания и обязательства, принялось за превращение Киевской митрополии, олицетворявшей Украинскую православную церковь, в рядовую, провинциальную епархию Русской православной церкви.

Уже к концу XVII века Киевская митрополия была значительно ограничена в территориальном отношении, из-под ведения Киевского митрополита были выведены епархии Левобережной Украины и Беларуси. В XVIII веке от Киевской митрополии отошли и западно-украинские епархии.

Вслед за территориальными ограничениями, в принудительном порядке всему украинскому духовенству были навязаны канонические нормы российского православия. По мере усиления в России абсолютизма церковь постепенно превратилась в один из механизмов государственной бюрократической машины, выполнявшего функции политического надзора. Чтобы окончательно сломать любые проявления несогласия с верховной властью во второй половине XVIII века была проведена секуляризация церковного имущества, что привело церковь в полную зависимость от государства. С проведением секуляризации Украинская православная церковь, как самобытное явление даже в составе Русской православной церкви, перестала существовать.

Как видим, подчинение Киевской митрополии Московскому патриарху не было результатом действий отдельных исторических личностей, желанием украинского православного духовенства объединиться с российской церковью или следствием случайного стечения обстоятельств. Это событие готовилось историей фактически на протяжении века, и после смерти Богдана Хмельницкого стало практически неизбежным.