Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

План

Шероцкий К.В.

План Десятинной церкви

План Десятинной церкви [с. 80]

Черным обозначено добытое раскопками 1908-1914 г.г., штриховкой – храм врем. Петра Могилы; остальное – раскопки Лохвицкого и Ефимова.

План древнего храма долгое время не был известен. Ни художник Ефимов, наблюдавший за раскопками 1824 года по поручению Академии Художеств, ни тем более его сотрудники Лохвицкий и священник Качеровский не считали нужным выяснить план и архитектурные конструкции древнего храма; их интересовали находки разных драгоценных вещей (поступили в университетский музей, а частью к Анненкову – строителю новой церкви, у котораго пропали в имении в Полтавской губернии). Общий прием плана, размеры древней церкви, а равно и детали устройства нижних частей храма, его строительных материалов и украшений выяснены только недавно раскопками архитектора Милеева, отчеты которого еще ждут своей обработки и издания [до 2003 р. ніхто так і не мав часу та натхнення це зробити]. Форма его квадратная; в восточной части три сомкнутые подковообразные апсиды; в папертях, обходивших средние нефы храма с трех сторон на подобие буквы П, вероятно, были устроены открытые галереи и на них открытые площади с парапетами, как в Софийском соборе, причем на основании кладок можно полагать, что эти заплечья с западной папертью были возведены не при Владимире, а Ярославом Мудрым после пожара 1017 г.

В западной части при раскопках [с.82] 1824-26 гг. было обнаружено много стенок, образовавших клетку и служивших, вероятно, основою колоннадам или аркам; на внутренних продольных стенках тоже были найдены базы колонн, облицовки, капители, мраморные карнизы. Эти колонны поддерживали хоры, тянувшиеся по длине храма, так что храм не имел внутри трансепта и хоры вплотную примыкали к триумфальной арке. Это, таким образом, был древнейший тип базилики с нартексом и может быть с экзонартексом; план его был не квадратный, а продолговатый. Раскопки последнего времени однако затруднены были тем, что площадь древней церкви почти вся занята новым храмом, но то, что уцелело от древности доказывает, что квадратную форму план Десятинной церкви несомненно получил только со времени Ярослава. Будучи базиличным, план Десятинной церкви может быть сопоставлен с планом базилики 12 апостолов в Царьграде, с храмами в Некрези и Мокви на Кавказе и с Спасским собором в Чернигове : среднее пространство его, вероятно, было перекрыто сводами и, может быть, куполом с низким барабаном.

Такой тип храма должен иметь особое значение для оценки русских и византийских храмов более позднего времени, в которых корпус становится выше, барабан удлиняется, боковые нефы приходят в уровень с средним и арки вытягиваются, перенимая тяжесть барабана, поставленнаго на внутреннем архитектурном кресте. Подковообразная форма апсид указывает на Херсонес и, во всяком случае, на восток, тоже и сомкнутое устройство апсид, не отделенных от нефов, указывает на корсунскую базилику № 34 и Солуньский храм богородицы.

Фундаменты храма имели особое устройство : предварительно была сделана общая выемка земли на два аршина вглубь и в ней дно укреплено кольями, между коими были уложены бревна и залиты раствором с щебенем; над ними 2-й ряд той же системы и потом уже выводи[с.83]лись фундаменты; найдены внутренние каналы, которые раньше принимались за водостоки, но на самом деле они остались от деревянных бревен, положенных в кладку для равномерной осадки стен; такое устройство нигде кроме Киева и абабскаго городища в Болгарии не известно; эти приемы указывают на неустойчивость почвы, которую желали укрепить и, действительно, здесь во время раскопок было обнаружено кладбише IX века. Неустойчивость места, может быть, способствовала падению храма, но выбор именно этого места оправдывался, повидимому, желанием создать храм на месте мученической смерти Иоанна и Феодора, жилище которых изследователи склонны видеть в остатках деревяннаго здания, обнаруженнаго в 1908 году под юго-восточной апсидой храма. Вполне возможно, что какой-либо из приделов храма назывался по имени этих мучеников и имел соответствующую роспись.