Гробница св.Владимира
Шероцкий К.В.
В правом приделе нынешнего храма посетителям показывают серую мраморную гробницу (сооружена Аненковым), будто бы с мощами св.Владимира, найденными Петром Могилой. На саркофаге во весь рост изображен св.Владимир; вверху помещен щит с датами крещения и кончины и герб Владимира. Правильность изображения на гробнице находится под сомнением : тип св.князя идет не к портретным изображениям его на монетах (правда, некоторые монеты с именем Владимира принадлежат другим князьям), а к иконописному типу, появившемуся после канонизации св.Владимира (в XIII в.) и представленному памятниками искусства едва-едва не ранее XV – XVI в. (Владимирский Успенский собор, церковь Феодора Стратилата в Новгороде). На одной миниатюре (жития Бориса и Глеба XIV в.) изображен похорон св.Владимира : тело князя завернули в ковер, положили на сани (этот похоронный обряд до сих пор существует на Украйне) и отвезли в Десятинную церковь, где его похоронили в «корсте (гробнице) мраморяней». После нашествия татар место погребения Владимира было затеряно. В 1635 г. при митрополите Петре Могиле в развалинах храма нашли каменный гроб, в котором Могила (Тератургима и другие источники об этом молчат) признал гробницу кн.Владимира, но усомнился в правильности своего предположения и скрыл его в землю, оставив себе только руку бывшего там костяка, находящуюся ныне в московском Успенском соборе и череп с челюстью, переданные в Печерскую лавру и в Киево-Софийский собор.
Странно, что современники (Боплан, [с.89] Кальнофойский) молчат об этой темной истории. Упоминание о виденных Могилой надписях на гробах появляется только в конце XVIII в. у Самуила Миславскаго, и митр. Евгений отнесся к нему с полным недоверием. В 1826 г. нашли гробницу из шиферных плит (украшенную на крышке и лицевой стороне четвероконечными византийскими крестами); в ней находился скелет без головы и правой руки. Гробницу опять признали принадлежащей кн.Владимиру и вделали в том месте южнаго придела, где устроено указанное надгробие.
Тогда же (1826 г.) была найдена и другая гробница с женским погребением, имевшим на себе драгоценные украшения, которые раньше хранились в Десятинной церкви, а ныне принадлежат графине Уваровой. В 1908 г. была она найдена снова; этот саркофаг предполагалось оставить в земле, устроив над ним особое покрытие, но по настоянию духовенства он под видом гробницы св.Ольги перенесен в церковь, при чем некоторые доски его лопнули. Крышка саркофага двухскатная, но без угольных выступов, имеющихся на гробнице Ярослава; вдоль её идут жгутообразные плетения с розетками в кругах по образцу барьеров на хорах Софийскаго собора, а на другой стороне – ряд византийских четвероконечных крестов; такие же кресты на поперечных и продольных стенках, при чем на последних они чередуются с переплетающимися кипарисами и другими растениями и поставлены в особыя резные арочки, указывающия, что и этот саркофаг подражает балдахину или дому (вечное жилище человека); украшения его примыкают к серии древних христианских стелл и резных капителей, плит и гробниц в храмах Киева, Херсонеса, Константинополя, Торчелло, Мурано, Равенны.
Саркофаг Десятинной церкви указывает на традицию колончатых саркофагов, идущих от деревянных форм, известных и на южно-русской почве (Керчь) и важных для истории [с.90] поздне-эллинистической архитектуры, представляющей собою смесь арочных и прямых форм. Резьба саркофага плоская, но чистая. Можно было бы думать, что подобные гробницы привозились из Византии готовыя. Но в пределах ограды Десятинной церкви в 1908 г. были найдены местные мастерские для выделки предметов из камня. Приемы обработки камня были усвоены Русью еще в языческую эпоху при изготовлении идолов, и в XII в. по византийским свидетельствам резьба почиталась специальностью руссов.