Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Колокольня

Шероцкий К.В.

Колокольня построена в 1735-45 гг. архитектором Шеделем. Она имеет вид 8-угольной четырехэтажной башни, украшенной в каждом ярусе разными ордерами : I этаж – рустованный, 2-й дорический, 3-й ионический и 4-й коринфский, т.е. более тяжелые внизу и более легкие вверху; в капители коринфскаго стиля вплетены [с.285] фигуры орлов. Это высочайшая колокольня в России. Московская колокольня Ивана Великаго на 8 саженей ниже её. С золотой вышки колокольни видна волшебная перспектива – город и окрестности за 100 верст.

Глава колокольни несколько мала, но в общем Шедель сумел создать стройное и строго спокойное сооружение; нарядное, но не перегруженное декоративными деталями. Формы этой колокольни укоренились в Киеве. Они удивительно гармонируют и с великой церковью. Из 10 колоколов лавры, имеющих каждый свое название (Орел, Зосимин, Балык, полиелейный, успенский, ранний, буденный, Склыкун, часовый) – Успенский (в 1000 пуд.) отлит в 1732 г. Ив.Маториным, перелившим и Царь-колокол в Москве; другой большой звон вылит в 1784 г. Федор. Поляновским. Колокола помещаются в 3-м этаже; в 4 этаже колокольни – часы; во 2-м библиотека с ценными рукописями (замечательный патерик 1554 года с ренессансной орнаментикой, как в Пересопницком евангелии, евангелие 1538 г. с подобной же орнаментацией) и книгами (весьма ценно собрание лаврских изданий и книг по Киеву). На стенах библиотеки развешаны портреты.

В нижний этаж колокольни в наружную стену над окнами и дверьми вставлено 3 древних рельефа, изображающих богоматерь с воздетыми руками и преп.Антония и Феодосия, склоняющихся в мягкой позе к божией матери. Надпись на рельефах указывает, что они сделаны при князе Симеоне Олельковиче в 1470 г. Таким образом, это один из немногочисленных памятников южнорусского искусства XV в. Довольно заметная черта архаизма в изображении борогодицы и традиционный тип предстоящих объясняется пробуждением в Киеве в XV в. воспоминаний о былой славе Киева. Богоматерь представлена в позе оранты, как в Софийском соборе.

Благодаря византийским монетам с [с.286] изображением оранты с надписьсю Влахернитисса, устанавливается родство печерской и киево-софийской оранты с Влахернским образом, который по свидетельству «Анонимной беседы о Царьградови» помещался внутри кивория или сени, имеющейся и на лаврском рельефе. Лаврская оранта стоит под двойной аркой; эта арка указывает, что рельеф скопирован с какой-то статуи или живописной картины, ставшей под сенью. Такая статуарная фигура оранты известна была на одном константинопольском фонтане, а в соборе св.Марка в Венеции сохранился рельеф подобный киевскому, но несколько иного стиля.

Строгий матрональный тип оранты, идуший из древне-христианского искусства и удержавшийся на западе и на востоке, к XV в. был видоизменен тем, что богородицу в искусстве стали помещать между святыми или покрывали живописными драпировками, звездами, а под её ногами помещали луну, солнце и т.д. Антоний и Феодосий и фигура богоматери вместе припоминают сюжет образа Печерской богородицы, находящегося в дальних пещерах. Все три рельефа раскрашены сообразно с требованиями искусства того времени, что можно связывать с позднейшими рельефными изразцами и с немецкой пластикой XV в., традиции которой отражаются здесь в несколько изломанных зигзаговидных одеждах с обильными складками; туда же идет некоторая изогнутость и тяжесть фигур, неизвестная в более архаичных памятниках; головы поставлены не глубоко, плечи покатые, нос и глаза правильные, рельеф передан свободно.