Церкви над пещерами и пещеры
Шероцкий К.В.
В ближния пещеры ход идет от пещерных ворот, через крытую галерею, в конце которой помещается церковь всех преподобных печерских, построенная в 1839 г., а дальше над входом в пещеры церковь во имя Воздвижения – типичной украинской трехкупольной конструкции. Она воздвигнута в 1700 г. полтавским полковником Герциком; в ней иконостас 1769 г. прекрасной резьбы и письма с серебряными коваными царскими вратами. Роспись церкви сделана в 1816 г.
В церкви всех святых покупаем свечу и в сопровождении монаха спускаемся в пещеры. Холод веков охватывает нас. Угодники, подвизавшиеся здесь, повидимому, уже застали пещеры : оне вырыты первобытным [с.292] человеком или самой природой в плотном каолиновом песчанике, восходящем к третичному периоду земной формации. В варяго-русский период в пещерах находили себе убежище воинственные норманы, а потом христианские пустынники, желавшие спасаться здесь по образцу древних пророков Илии и Елисея и современных палестинских подвижников, пещеры коих в XII веке описывает паломник Даниил. Монашеский чин был тогда в большом почете, приравнивался к ангельскому, и пострижение считалось 2-м крещением. Первым из киевских пещерножителей был пресвитер берестовской церкви Иларион, а после него в той же пещере подвизался св.Антоний, положив начало так называемым дальним пещерам, ибо впоследствии, когда он пожелал уединиться от братии (в числе их был и Феодосий), то удалился в другую более близкую к Киеву пещеру. О пещерах киевских, как и теперь, в древности ходили легенды, что они ведут в Иерусалим, в Смоленск и др. места : западные путешественники, вероятно, по аналогии с Римом, их приписали итальянцам (Мюллер, Фрелихей, Гвальини).
Подвижники, заживо погребенные в пещерах, обыкновенно находили себе в них и место вечнаго упокоения; жизнь была сурова; она проходила среди вечнаго мрака в изнурительной молитве и почти без воздуха и пищи; тело не могло не заявлять своих требований и тем труднее была их жизнь, омраченная страшными болезненными видениями. Некоторые из подвижников имели общение с братиею во время молитвы и трапезы, но другие, войдя в пещеру, закладывали в нее вход, разъединяя себя с людьми, и пребывая в таком положении до смерти. Игумен два-три раза в неделю подходил к малым отверстиям затворов, оставленным для прохода воздуха и приема пищи и в отверстие клал просфору с небольшим количеством воды и, испросив благословение затворника, безмолвно удалялся; когда вода и просфора оставались нетро[с.293]нутыми, значило, что подвижник умер. С XII в. пещеры сделались только местом подвигов затворников, а также и местом погребения усопших (как в древне-христианских катакомбах, занесенных в Рим из Малой Азии; на востоке во многих местах и на Афоне, откуда пришел преп.Антоний, в эпоху основания Печерской обители умерших погребали в пещерах), большинство же братии жило уже в келиях, устроенных св. Варлаамом над землею вокруг первой печерской церкви Успения. Умершие погребались просто на полу, один подле другого или же в локулях, врытых в стены перпендикулярно улицам пещер : боковые помещения, вдоль пещер по образцу катакомбных аркосолий и локулей, были высечены в XV-XVI в.в., когда начались путешествия киевлян в Рим. Это видно из древних икон, изображающих печерских угодников лежащими не в нишах, а на земле; традиция эта удержалась и в гравюрах «Патерика» 1661 г., например, в гравюре, изображающей чудо, случившееся в 1463 г. (святые ответили на приветствие «Христос воскресе»).
Тела святых были помещены в XVI в. в нишах и заделаны досками, на коих в нижней части по традиции очень древнего времени изображался лик почившаго, а посередине прорезывалось отверстие для лобзания мощей. Несколько таких досок уцелело и теперь (Логгина вратаря, Тита воина и др.). Вообще, расположение св.мощей, вид их и состояние пещер изменялось много раз и нынешний порядок в расположении гробниц, а равно и перечень святых не соответствует перечислениям, оставшимся от XVII в. (Кальнофойский, Гербиний и др.). Ныне все тела закрыты одеждами и в гробах, но еще в половине XVII в. они лежали открытыми, так что всякий приходивший в пещеры мог убеждаться в их нетлении; это было разсчитано на то, чтобы сразить неверных, католиков и протестантов. В таком виде находим мощи изображенными на рисунках у того же Вестерфельда; дру[с.294]гие иностранцы дают описание цвета мощей, их одежд, положения и даже веса. У Кальнофойскаго, Ильи и Вестерфельда и на плане 1695 г. указаны также муроточивые главы и столбы для привязывания умоизступленных; монахи отчитывали этих несчастных по требнику.