Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

2.9.6. Цикличность развития религии

Мельников В.И.

История религии накопила обширный фактический материал, касающийся циклической или периодической трансформации как религии в целом, так и отдельных религиозных конфессий, например эволюции 3-х мировых религий.

В таблице 2 приведены основные этапы развития некоторой типовой обобщенной религии во взаимосвязи с соответствующими факторами среды, а также с общей схемой взаимодействия объекта и среды.

Время существования определенной религии или длительность цикла можно оценить по общей базовой зависимости времени существования произвольного объекта при его взаимодействии со своей средой (15).

,

где для случая объекта – религии входящие в данную зависимость величины можно интерпретировать следующим образом: t – время существования данной религии; N0 – начальное (исходное) изменение (уменьшение, увеличение) количества верующих (или показателя исходного состояния системы догм) в номинальных условиях в единицу времени; ΔD – общее максимальное количество последователей данной религии или допустимое изменение показателя исходной системы догм, позволяющей сохраниться как самостоятельная религия; R – сопротивление разрушению религии (податливость связи среды и религии, пропаганда, финансирование, общественное мнение, принуждение, менталитете, мода, социально-экономическая ситуации и т.д.); ΔCн – исходная разница уровней состояний религии и её среды, степень несоответствия системы догм и среды религии; П – влияние программных религиозных установок подсознания на систему догм; В – параметр процесса замещения программной установки одной религии на установку другой религии (или установку атеизма); У – параметр условий существования религии (общественно-политическая ситуация, уровень науки, глобализация, информатизация, унификация общества и т.д.).

Для более полного и точного понимания и освещения сущности происходящих с религией трансформаций можно в соответствии МЗС использовать динамическую аналогию цикличного процесса развития религии с хорошо изученным в теории колебаний автоколебательным (самовозбуждаемым) процессом, возникающем в системе содержащей некоторую разновидность колебательного контура и обратную связь его с внешним источником энергии [30]. Роль источника энергии в данном случае будет играть разница уровней состояний религии и её среды, инерционным элементом (аналог массы или индуктивности) является инерция подсознания, потенциал действия (аналог пружины или конденсатора) представлен в созидательных возможностях новых религиозных идей.

Типовая динамика циклического развития некоторой обобщенной религии.

Таблица 2

Этапы взаимодействия в системе объект – среда Развитие системы факторы – религия Действующие факторы Примечание
1. Возникновение разницы состояний новой среды и прежнего объекта. Формирование условий возникновения новой религии, изменение условий жизни при сохранении старой религии. 3.1; 3.2; 4.1; 4.2; 4.3; 4.4. Условия меняются вне сознания и независимо от личностей и общества.
2. Начало изменения объекта в результате действия на него новой среды. Генерирование новых религиозных представлений. 2.3; 2.5; 4.2. Меняется сознание и подсознание одной творческой харизматической личности.
3. Развитие изменения объекта под действием разницы состояний. Распространение новых религиозных представлений среди близких, учеников, последователей, в узком кругу прихожан. 1.1; 1.2: 2.1; 2.2; 2.3; 2.4; 2.5; 3.1; 3.2; 4.1; 4.2; 4.3. Скрытно, локально, вопреки общепризнанным и широко распространенным религиозным представлениям.
4. Торможение (снижение интенсивности) изменения объекта старой средой. Отторжение и преследование новых идей властью и основной массой населения. 1.1; 1.2; 2.2; 2.3; 3.1; 3.2; 4.2. Непонимание новых идей основной массой населения и личные корыстные интересы власти.
5. Развитие изменения объекта под влиянием неучтенных ранее факторов. Текущая корректировка новых идей в процессе их доработки. 2.2; 2.3; 2.4; 2.5; 3.1; 3.2; 4.1. Как правило, соборно.
6. Максимальная интенсивность изменения объекта Быстрое распространение новых идей среди большинства населения территории. 2.4; 2.5; 3.1; 3.2; 4.1; 4.2; 4.3. Всестороннее ослабление старой религии.
7. Установление равновесия в системе объект – среда. Признание новой религии властью и использование её в своих интересах. 2.3; 2.4; 2.5; 3.1; 3.2; 4.3. Финансовая, идеологическая, организационная и силовая помощь религии со стороны власти и общества.
8. Возникновение новой разницы состояний между новой средой и предыдущим объектом. Возникновение новых условий жизни и создание предпосылок для зарождения следующей религии. 3.1; 3.2; 4.1; 4.2; 4.3; 4.4. Начало нового цикла развития общества и его сознания.

В соответствии с этим представленные в таблице 2 цикл и интервал времени, относящиеся к одной обобщенной религии, являются частью более общего автоколебательного процесса, охватывающего весь период развития религиозного мировоззрения, состоящего из цепи последовательно сменяющих друг друга разновидностей религиозных формаций. Схема полного процесса представлена на рис. 5.

Рис. 5.

Здесь ΔC – разница уровней состояний новой среды и старой религии, новых факторов и старых догм; g1 – проводимость разделительной зоны между средой и основателем новой религии, восприимчивость, чувствительность основателя религии к разнице уровней состояний ΔC; F – потенциал, сила действия новых идей на общество; g2 – проводимость разделительной зоны между основателем религии и обществом, восприимчивость общества к новой религии; m – инерционность религиозного сознания (мышления) как личности, так и общества (инерционность инстинктов, привычек, стереотипов мышления, установок поведения, генетических программ и т.д.); m = D + ΔD , где D – показатель комплекса исходных догм старой религии; ΔD – изменение этого показателя; W1 и W2 – действие разницы уровней состояний ΔC через g1 на основателя религии; W3 и W4 – действие новых идей через разделительную зону g2 на сознание общества; – обратное действие измененного сознания общества на проводимость W5 (восприимчивость общества).

Согласно этой схеме основатель новой религии выполняет роль усилителя сигнала от ΔC, который он передает через g2 в виде комплекса новых идей общественному религиозному сознанию m.

Очевидно, что время существования старой религии определяется некоторой предельно допустимой величиной изменений её догм ΔDнр без её разрушения в целом, своего рода запасом прочности религии или интервалом возможной предельной адаптации в условиях новой среды и соответственно допустимой потерей контингента верующих. Также очевидно, что в свою очередь предел прочности религии возрастает с увеличением инерции мышления верующих m и с уменьшением силы воздействия идей новой религии F, т.е. .

В соответствии с приведенной схемой весь цикл существования определенной религии можно представить следующим образом. Разница состояний ΔC между объектом – религией и новыми факторами её среды (противоречия) через разделительную зону основателя религии с проводимостью g1 генерирует у основателя религии (пророка) основные идеи нового религиозного мировоззрения F, снимающего возникшие противоречия. Эти идеи через разделительную зону религиозной общественности с проводимостью действует на сознание общественности g2, меняя в какой-то степени комплекс догм старой религии D на величину ΔD. До определенного момента, не смотря на наличие обратной связи между m и g2, последняя практически не меняется и религия в основном продолжает функционировать со старыми догмами D. При достижении предельно допустимого изменения ΔDнр старая религия начинает разрушаться и через обратную связь W5 действуя на проводимость g2 снижает её, усиливая тем самым эффект действия новых идей и ускоряя разрушение старой религии, создавая некоторый религиозный вакуум и способствуя ускорению принятия новых идей F, и тем самым устранению исходных противоречий между старой религией и новой средой. После устранения этих противоречий ΔC = 0 и новая религия с комплексом догм D1 становится официальной религией данного общества, т.е. цикл завершается. Устанавливается подвижное равновесие между новой средой и новой религией. Следовательно, религиозный процесс является частным случаем общего процесса взаимодействия в системе объект – среда и подчиняется его законам.

При дальнейшем изменении среды появляются и накапливаются новые противоречия с уже устоявшейся религией D1, и далее процесс повторяется в соответствии с описанной схемой.

Таким образом, имея на входе постоянное плавное (эволюционное) изменение среды, мы на выходе наблюдаем периодическую, циклическую (революционную) смену системы догм.

Естественно, это только крайне идеализированная и упрощенная схема. В реальности необозримое число разнообразных взаимозависимых факторов среды порождает соответствующее многообразие форм существования и изменения мирового религиозного сознания. Но принцип смены религии, как один из вариантов автоколебательного процесса остается неизменным. Только для каждого конкретного случая конкретной религии важно правильно подобрать свои необходимые исходные данные.

Свойства цикличности отмечено многими исследователями религиозных процессов с совершенно разных методологических и мировоззренческих позиций.

Так у Г. Гегеля генеральная линия эволюции религии включает этапы – естественная религия – религия духовной индивидуальности – абсолютная религия с конкретными конфессиями. У Д. Фрезера – магия – религия – наука. Р. Белл выделил пять главных циклов: примитивная религия, архаичная религия, исторические религии, ранняя современная религия, плюралистическая религия (религия будущего). По общепринятой исторической классификации цикличность предстает в виде следующей цепочки: древние религии, этнические и региональные религии, мировые религии, нетрадиционные религии.

Общеизвестен также ряд: магия, первичные религии (фетишизм, тотемизм, анимизм, шаманизм), пантеизм, политеизм, монотеизм (конфессиональный и общечеловеческий), синтетические и объединительные религии. Вероятно, их цикличность также связана с описанным механизмом функционирования системы среда – религия.

Во всех случаях на данной стадии исследования специфика религии позволяет говорить лишь о некотором подобии с апериодическими циклическими процессами на базе относительно малой и довольно непредставительной выборки экспериментального исторического материала на фоне длительных тысячелетних интервалов времени.

Условно эти процессы можно представить графически в координатах разница уровней состояний среды и религии / доля верующих в общей массе населения – время.

Динамика цикличности, предложенная теорией эволюции религии социолога Р. Белла, может быть представлена следующим образом (рис. 6).

На этом графике для повышения наглядности и в связи с очевидным увеличением темпа изменения религиозных формаций с течением времени, ось абсцисс представлена неравномерной шкалой времени, цена деления которой уменьшается с течением времени в соответствии со следующей зависимостью

,

где n = 2, 3, 4…; d = 128 тыс. лет; a1 = 72 тыс. лет.

За исходный момент времени (t = 0) взято время возникновения первых форм религии, т.е. 200 тыс. лет назад.

Учтено также, что как показывает практика, ни одна из старых религий со временем полностью не исчезает, их рудименты сохраняются неограниченное время. Примеры: магия, фетишизм и т.д.

Поскольку самим создателем теории Р. Беллом не даны четкие временные ориентиры и количество верующих, данная схема носит чисто качественный и оценочный характер. Аналогично могут быть построены и схемы рядов Г. Гегеля, Д. Фрезера, историческая и др. Представленные зависимости будут ближе к реальности, если рассматривать «чистые» процессы (например, конфессии), а не их эклектичные смеси.

Для объекта – религии циклы нельзя объяснить, если её рассматривать как единое и неделимое целое, обладающее единственным показателем в виде состояния. Выявление механизма цикличности становится возможным только при рассмотрении религии как системы, содержащей структурные элементы и их функциональные связи, в частности инерционность подсознания и потенциал новых идей. Поэтому при конкретном исследовании любых объектов, в том числе и религии важно правильно определить объект исследования, его структуру и параметры.

Попутно можно отметить, что подобный механизм автоколебательных эволюционно-революционных процессов действует и при смене общественно-политических формаций, смене поколений машин и технологических процессов и др. Но реальное содержание элементов схемы в каждом случае будет свое.

Для случая общественно-политических формаций средой будут производительные силы, а объектом – производственные отношения. Роль разделительной зоны, связывающей указанные силы и отношения, выполняет государство. Для случая машина – среда роль активного потенциального созидательного элемента также будут играть соответствующие идеи, а роль инерционного элемента – комплекс инерционного сознания и средств материальной реализации этих идей.