Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Надежные крылья помощи

Н.Домбковский. (Спец.корр.«Труда»)

Сообщаем подробности

Рассказываем об участии гражданской авиации в работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

В небольшом уютном зале Центральной диспетчерской службы гражданской авиации тихо стрекочут телетайпы, помаргивают экраны дисплеев, светятся большие информационные табло. Здесь, где разместился «нервный узел» отрасли, куда сходится вся информация о работе гражданской авиации, откуда осуществляется оперативное руководство ею, мы встретились для беседы с руководящими работниками Министерства гражданской авиации СССР. Именно здесь, просматривая записи в аппаратном журнале, бланки телетайпограмм, с особой четкостью видишь работу, проделанную Аэрофлотом после ЧП под Чернобылем.

– Едва поступили первые сообщения об аварии, – рассказывает начальник смены В.Степанов, – как мы начали получать доклады из подразделений и служб Аэрофлота – в первую очередь из Украинского управления гражданской авиации – о подготовке сил и средств к выполнению транспортных заданий. Наши летчики, наземный персонал – все уже были в состоянии повышенной готовности.

– Любое чрезвычайное происшествие, будь то стихийное бедствие или крупная авария, для своей ликвидации обязательно требует привлечения транспортных средств, – вступает в беседу начальник Главного управления авиационных работ и перевозок МГА Н.Момот. – Личный состав Аэрофлота постоянно готов к любым неожиданностям, и авария на АЭС не застала нас врасплох. В министерстве был создан штаб, который возглавил первый заместитель министра Б.Панюков. Ход работ постоянно контролирует министр.

Прежде всего мы занялись эвакуацией пострадавших. Самую первую их группу вывез экипаж Ту-154 под командованием В.Налетова. Позже к ним присоединились экипажи Б.Кругляка, Н.Рудыка, другие летчики Украинского управления, экипажи из Москвы, с Северного Кавказа.

– Но вывозом пострадавших наши функции не ограничились. Смотрите, – начальник Центрального производственно-диспетчерского управления А.Андреев открывает журнал. – После происшествия мы начали переброску срочных грузов. Вот, скажем, записи начальника смены В.Зеленова. По ним видно: все грузы шли без единой минуты задержки. Были организованы даже эстафетные рейсы – едва самолет садился на дозаправку, места в кабине занимал другой, отдохнувший экипаж.

А чего только не приходилось перевозить – материалы, снаряжение, оборудование. Из Сибири доставили специальную бурильную установку вместе с бригадой «Бамтоннельстроя», из Свердловска – радиоуправляемый бульдозер с экипажем. И даже самые негабаритные грузы – находили способы! – доставляли сверхсрочно.

– Николай Васильевич, – вопрос Момоту. – А как производится медицинский контроль за состоянием здоровья экипажей?

– В каждом аэропорту организованы медицинские посты, непрерывно обследующие не только экипажи, но и пассажиров. И вообще подобное обследование может пройти в порту любой желающий. Все грузы, вывозимые из зоны аварии, и даже сами самолеты проходят радиационный контроль. Он очень жесткий, но никакой опасности ни разу обнаружено не было.

– На Западе усиленно распространяются слухи, что пролет самолетов над зоной аварии опасен для здоровья экипажей и пассажиров…

– Мы получали подобные запросы от авиакомпаний Испании, Финляндии, Югославии и других стран, – отвечает начальник Управления внешних сношений В.Саморуков. – Со всей ответственностью заявляю: никакой опасности для самолетов и пассажиров, пересекающих воздушное пространство в районе Киева, не существует.

Маршруты и трассы полетов как на внутренних, так и на международных авиалиниях не изменены. Все установленные графики Аэрофлота строго соблюдаются. В связи с этим мне хочется остановиться вот на чем.

Наша делегация на днях вернулась из США, где мы находились по случаю возобновления регулярного прямого воздушного сообщения между нашими странами. Признаться, подобной антисоветской вакханалии, как в эти дни, видеть еще не приходилось. Политическая подоплека этой кампании лжи и клеветы совершенно ясна: бросить тень на СССР, отвлечь внимание от мирных инициатив нашей страны, отвести гнев народов от апологетов гонки вооружений. И ради этого западные средства массовой информации не брезговали ничем. Ложь, подтасовка фактов, замалчивание правды – чего только не было в арсенале наших недругов! Но правда сильнее. Даже в таких условиях она находила дорогу к сердцам людей.

Сейчас, когда вы читаете эти строки, работы на Чернобыльской АЭС продолжаются. Гражданская авиация принимает в них самое активное участие. Аэрофлот работает четко, уверенно.

– За всем этим стоят люди, – подвел итог беседе начальник Политического управления гражданской авиации СССР В.Колчанов. – На Украине, как и всюду, продолжаются повседневные работы – выполняются пассажирские рейсы, работает сельскохозяйственная и санитарная авиация. Но, выполнив свое задание, многие обращаются с просьбой дать им возможность участвовать в ликвидации аварии. Невозможно перечислить всех – это и работники службы перевозок, и техники, и диспетчеры воздушного движения, и, конечно же, летный состав. В эти нелегкие дни с особой силой проявился закон нашей жизни – чувство товарищества, коллективизма, когда чужая беда воспринимается как своя собственная.

Труд, 1986 г., 14.05, № 112 (19859).