Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Так было в апреле 1979 г.

Сергей Вашурин

Сопоставим / [Від такого ж чую]

«За несколько часов местность вокруг станции превратилась в пустыню смерти. Обезумевшее от страха население покидало обжитые места. Все в ужасе ожидали взрыва и появления ядерного гриба. Причина паники – авария на атомной электростанции близ города Гаррисберга (штат Пенсильвания). Истинные размеры катастрофы скрываются властями, но, по некоторым данным, число жертв измеряется десятками тысяч».

Такого сообщения в советской печати никогда не было. Да и не могло быть: подобная «информация» об аварии на американском острове Тримайл в апреле 1979 года появилась бы лишь в том случае, если бы мы воспользовались методами буржуазных средств информации.

А что же в действительности писала тогда советская печать? Перед нами подшивка «Правды» за 1979 год. Номер от 2 апреля, заметка «К аварии в Гаррисберге». «Остается серьезным положение на атомной электростанции в городе Гаррисберге (штат Пенсильвания), где несколько дней назад произошла крупная авария. Как признал на пресс-конференции председатель комиссии по ядерному регулированию Дж.Хендри, вероятно, в ближайшее время потребуется эвакуировать все население, проживающее в радиусе свыше 30 километров». Номер от 3 апреля, заметка «К инциденту а Пенсильвании». «Положение на атомной электростанции в районе Гаррисберга (штат Пенсильвания), где на днях произошла авария ядерного реактора, остается серьезным. Время от времени в окружающую среду проникают радиоактивные вещества. Специалисты пытаются не допустить перегрева ядерного топлива в реакторе».

В «Литературной газете» событиям на Тримайле посвящена заметка «Остров Тримайл: что же случилось» («ЛГ» от 11 апреля 1979 г.). Вот некоторые выдержки из нее: «…непосредственная опасность миновала. Жители понемногу возвращаются в свои дома, за исключением детей и беременных женщин… И в самый-самый первый, и в последующие дни все было непросто и неясно. Произошла неожиданная утечка радиоактивных веществ в атмосферу. Через день она повторилась. В реакторе образовался «водородный пузырь». Мог произойти взрыв. Но и без взрыва первыми жертвами, пострадавшими от радиации, стали пятьсот человек из персонала станции. Второй красный сигнал поставил и местные, и федеральные власти перед серьёзнейшим испытанием. Реагирование было своевременным и компетентным… Явной паники не было… Да, люди натерпелись страху. Но со дня на день тревога стала спадать. В конце концов опыт, знания и точно рассчитанные действия дали нужный эффект. Инженеры и научные работники оказались на высоте…»

Как видим, нет и намека, на попытку спекуляций вокруг чужой беды. К сожалению, этого нельзя сказать об американской прессе, которая подняла вокруг аварии в Чернобыле пропагандистскую антисоветскую волну…

Литературная газета, 1986 г., 14.05, № 20 (5086).