Спасибо всем
В.Бондаренко
На одинаковых бланках, которые называются скупо официально «оправдательные платежные документы», разными почерками и чернилами – похожие тексты. Десятки тысяч людей в больших городах и маленьких селах независимо от возраста, национальности, профессии почти одновременно написали слова: «Прошу принять мой скромный вклад…».
Когда стало известно об аварии в Чернобыле, наверное, каждый из нас впервые четко и зримо представил себе страшную силу взбунтовавшегося атома. Но в эти же дни, читая газеты, слушая радио, спеша к телевизорам, люди понимали, что там, у раненого реактора, идет спасение гораздо большего чем станция, город, близлежащие села. Все мы реально ощутили, как мала Земля и как безгранично велик Человек, вставший на пути доселе неведомой беды.
Двенадцатого мая в Киевскую городскую контору Госбанка на счет 904 поступил первый перевод. Потом их приходило по нескольку сот ежедневно. Никто в банке не обязан был просматривать эти аккуратные стопочки «извещений». Но прочитав одно, другое, начальник отдела Мария Ивановна Калиниченко, главный бухгалтер Светлана Ивановна Кузнецова, заместитель управляющего Раиса Прокофьевна Мосина уже считали своим долгом рассмотреть каждое, ответить, если нужно, авторам, разыскать отдельных адресатов, хотя ни адреса, ни точных данных, просто «семье Титенок от семьи Гущиных».
Я смотрю эти многочисленные человеческие документы и понимаю, почему женщины, работницы городской конторы Госбанка, говорили, что иногда трудно сдержать слезы.
«Пусть и наше участие будет в борьбе с общей бедой», пишут из Тулы.
«В помощь пострадавшим на Чернобыльской АЭС от бывшего шахтера», – читаем письмо из Калмыкии.
«Пожарным низко кланяемся за геройский подвиг». Это – из Нефтекамска.
«Посылаю свое месячное пособие по уходу за ребенком. Детей у нас четверо и мы разделяем с Вами несчастье. Желаем не терять стойкости духа». Перевод из Хабаровского края.
«У меня четверо детей, семь внуков и три правнука, я не хочу, чтобы они испытали ядерную войну. Мирный атом должен служить мирным целям». Письмо из Челябинска.
«Убедительно прошу внести эту скромную сумму на счет № 904». На штампе: село Липовское Свердловской области. А дальше приписка: «От работников связи дополняю, эти деньги посылает инвалид. У него нет обеих ног, живет один».
Спасибо вам, работники сельской почты, спасибо и Вам, Александр Тихонович Табаринцев, из далекого села Липовское. Спасибо почетному караулу у Вечного огня монумента павшим в городе Казани. Спасибо женщинам-ветеранам войны из Новочеркасского клуба «Фронтовые подруги». Спасибо воинам-дальневосточникам. Спасибо работникам магазина «Геолог» из Архангельской области. Спасибо первокласснику Сереже Голованову из села Дубровки Московской области, который прислал в конверте с надписью «Киев, счет 904», один рубль. Спасибо киевскому объединению «Электронмаш», перечислившему на счет отзывчивости и доброты 60 тысяч рублей. Спасибо всем…
Давно известно: дающий – не всегда щедрый, помогающий – не всегда добрый, но благородный – всегда благородный. Когда случается беда, большая беда, всеобщая, благородные люди берут не себя самое тяжкое бремя. Не ради славы и почестей, а по велению сердца.
– Все знают, что страна не оставит без помощи пострадавших, но каждый искренне верит, что его личный, пусть и небольшой денежный вклад ускорит устранение последствий аварии, -говорит Раиса Прокофьевна Мосина, раскладывая только что поступившие «извещения». – Вот смотрите, какой своеобразные целевой перевод: «Прошу на все эти деньги купить меду для пострадавших пожарных. Им это очень полезно». А вообще, к примеру, только 6 июня и только от киевлян на счет 904 поступило около 2 миллионов рублей.
Правда Украины, 1986 г., 15.06, № 136 (13406).