15. Звернення Собору єпископів всієї України до віруючих українців з закликом не визнавати рішень Українського Церковного Собору Київщини
14 липня 1921 р. [Дата резолюції на документі. – Ред.]
«До справи про утворення Укр[аїнського] єпископату
14 / VII 1921 р.»
[підпис Мороза] (?)
Возлюбленным, о Господе, чадам Церкви Украинской.
«Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят» (Лк. 17:1).
«Завещаваем вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Хрисга, удаляться от всякого брата, поступающего безчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2 Сол. 3:6).
Так писал некогда св. апостол Павел христианам Солуни; так пишем геп» мы, – смиренные преемники апостолов, православные епископы украинскИ подписавшие это послание, вам, возлюбленным чадам Православной Христове Церкви на Украине.
Удаляйтесь от желающих жить [в Церкви] безчинно, удаляйтесь от «злых де[лат]елей» (Филип. 3:2), «берегигесь людей, смущающих вас и желающих превратить благовествование Христово» (Гал. 1:7), повредить святую веру нашу, изменнть в ней порядки и священные законы. А хотят теперь в Церкви жить бесчинно некоторые из украинских церковных деятелей – миряне, диаконы, священники, собиравшиеся в мае сего года в Киево-Софийском Соборе на украинский церковный сьезд Киевщины, названный ими Церковним Собором.
Они собрались для решения церковных вопросов без нашего ведома и благословення, вопреки 39-му правилу апостольскому, которое гласит «Пресвитеры и диаконы» (а тем более, конечно, миряне) «без воли епископа ничего да не совершают». Ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их.
Собрала их так называемая «Всеукраинская церковная рада», образовавшаяся также без ведома и благословення епископа и состоящая из мирян и священнослужителей, большая часть которых за противление местному епископу и самочиние извержена из сана согласно священным церковным правилам.
Собравшиеся в Киеве в мае месяце сего года украинцы называют этот свой съезд Церковным собором, но православные соборы могут собираться только с благословення епископов и пронсхолят с непременным их участием. Это был не собор церковный, а самочинное собрание, постановления которого не могут иметь никакого значення лля церковной жизни.
Приступивши к решению церковных вопросов, эти деятели дерзнули поколебать самые главные устои жизни св. Православной Церкви: они постановили лишить кафедр православних епископов и отобрать все монастыри у православних, избрали для посвящения во епископы имеющих жен священников и мирян, разрешили єпископам и священникам строго запрещенные им священными канонами (правилами) церкви вторые и третьи браки, дозволили им носить мирскую одежду и присвоили себе право, в случае надобности, вообще изменять все церковные порядки и обычаи и даже изменять самые церковные каноны, то есть правила святых апостолов, св. Вселенских Соборов и св. отец и составлять вместо них новые, не страшась грозного слова апостола: «если кто благовестит вам не то, что ви приняли» (от св. апостолов и св. отцов), – «анафема да будет» (Гал. 1:9).
Устроивши церковний съезд Киевщины, украинские церковные деятели постановили созвать в октябре месяце сего года Всеукраинский такой же съезд.
Ми глубоко скорбим о возникающем церковном разделении на Украине.
Новое церковное течение. обнаружившееся на Киевском украинском майском съезде сего года, по глубокому нашему убеждепию, поведет не к возрождению церковной жизни, а к явному вреду и погибели, угрожающей православию на Украине.
Господь да вразумит заблуждающихся и расположит серца их к покаянню, пока не поздно.
Предостерегая от опасности, угрожающей Украинской православной Церкви, ми умоляем всех лучших сынов Православной Украины, чад Св. Православной Церкви на Украине: не принимайте постановлений Кневского майского украинского съезда, как незаконного с церковной точки зрения, не посылайте своих представителей на собираемый в октябре сего года Всеукраинской церковной радой без согласия епископов Всеукраинский церковний съезд, обращайтесь по всем делам церковным к законным православным епископам, поминайте имена их и имя Святейшего общего отца нашего Патриарха ТИХОНА в храмах на службах Божиих. Помяните, и другим напоминайте слова св. Игнатия Богоносца: «Кто не с епископом, тот и не в церкви, тот погиб, погиб совершенно».
Не обращайтесь с религиозными нуждами к лишенным сана украинским священникам и их единомышленникам, также подлежащим извержению из сана, согласно II правилу апостольскому: «Аще, кто, принадлежа к клиру, с изверженным из клира молитися будет, да будет извержен и сам». Знайте, что изверженние из сана и временно запрещенные в священнослуженин священники не могут отправлять никаких служб церковных и все таинства, совершаемые ими, не имеют никакой благодатной силы.
«Если кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдился, но не за врага считайте его, а вразумляйте, как брата».
«Сам же Господь мира да даст вам мир всегда и во всем».
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь», (2 С 3:14 – 16, 18).
Подлинное подписали:
управляющий Киевской епархией Назарий, епископ Черкасский,
Пахомий, єпископ Черниговский и Нежинский,
Пимен, епископ Подольский и Брацлавский,
Фаддей, еп[ископ] Владимир-Вольніский, управляющий Волынской епархией,
Василий, еп[ископ] Каневский,
Димитрий еп[ископ] Уманский,
Алексий, еп[ископ] Звеннгородский.
С подлинным верно: делопроизводитель свящ[енник] (підпис) [нерозбірливий. – ред.]
Ф. 3984. – Оп. 1. – Спр. 93. – Арк. 1 – 1 зв. Машинопис. Засвідчена копія.згасаючий текст.
Примітки
Подається за виданням: Перший всеукраїнський православний церковний собор УАПЦ. – Київ-Львів, 1999 р., с. 500 – 502.