Церковь Рождества Христова
Наталья Будзинская
Музей истории Киева
Легендарная история церкви Рождества Христова уходит в глубину веков. Согласно записи в одном из церковных документов ХVІІІ века, храм был построен в 1011 году при великом князе киевском Владимире. Однако ни археологических, ни летописных подтверждений существования такого церковного сооружения древнерусского периода нет, и достоверность обнаруженных сведений весьма сомнительна. Реальная, документально подтверждённая история подольского храма на современной Почтовой площади начинается значительно позже – с середины XVI века. Впервые деревянная церковь Рождества упоминается под 1520 годом, а затем сообщается, что в 1564-ом она была заново отстроена. Однокупольный храм около Днепра изображён на известном плане Киева, составленном в 1695 году Иваном Ушаковым. В 1717 году церковь сгорела и была восстановлена на средства бурмистра Романа Тихоновича. Но довольно быстро постройка обветшала, и в 1744 году начали возводить новую церковь, уже на каменном фундаменте. Строительство продолжалось до 1783 года, однако и этот храм в скором времени оказался в аварийном состоянии. В 1804 году киевский городской архитектор Андрей Иванович Меленский, осмотрев церковь Рождества, констатировал, что она «от сильного напряжения ветров угрожает скорым падением». К тому же, скромная деревянная постройка не вписывалась в архитектурный ансамбль Подола начала ХІХ столетия с прямыми, широкими улицами, роскошными каменными домами городской знати и монументаль ными административными зданиями. В итоге церковь Рождества была разобрана, а ее прихожане стали отправлять богослужение в храме Николы Доброго на Покровской улице.
Сувенирная плакетка «Церковь Рождества Христова»
Медь. Серебрение. Гальванопластика.
Автор А. Жернов. Граверные работы – В. Жернов.
Киев, 2005 г. 250Х250 мм (без обрамления)
Проект новой, уже каменной церкви Рождества на месте старой составил мастер киевского архитектурного классицизма Меленский. Он был автором многих жилых и общественных зданий, церквей, построенных в Киеве в первые десятилетия XIX века в классическом стиле. В 1808 году митрополит киевский Серапион утвердил план Меленского. Вероятно, в тот период имели место некоторые споры относительно названия будущего храма, поскольку архивные чертежи названы «План и фасад каменной церкви с колокольней во имя Рождества Пресвятыя Богородицы», а в резолюции митрополита говорилось: «По сему плану и фасаду каменную церковь в честь и славу Рождества Христова Спасителя нашего с колокольней в Киево-Подоле строить Бог да благословит».
Новую постройку было решено декорировать в классическом стиле. Завершаться она должна была куполом, украшенным люкарнами (световыми прорезами). С востока к куполу присоединялась апсида (алтарная часть храма) в виде полуротонды, а с запада – стройная двухъярусная колокольня с цилиндрической формы башенкой со шпилем. Северный и западный фасады облагораживались четырехколонными портиками ионического ордера с треугольными фронтонами. При этом главным фасадом, повернутым к магистральной улице, становился северный. Сложные условия грунта (в частности, обнаружение под землей старых захоронений и испорченной трубы водопровода) требовали выполнения дополнительных работ по расчистке и дренажу, и поэтому к строительству удалось приступить только в мае 1809 года.
Церковь Рождества Христова. Почтовая открытка. 1900-е годы. | Вид на Почтовую площадь и Подол. Почтовая открытка. 1908 г. |
Общая смета на строительство составила 65 тысяч рублей, но к началу строительства было собрано лишь небольшую часть этой суммы. Необходимо было в кратчайшие строки найти нужные средства, и в этом находчивость и предприимчивость проявили приходский священник Михаил Луценко и диакон Максим Романовский. Прихожане жертвовали, кто сколько мог. Благодаря киевлянам в сравнительно короткие сроки средства были собраны и в 1810 году начались строительные роботы.
В начале следующего года стены и колокольня были уже возведены, но в июле разразился страшный пожар, уничтоживший почти весь Подол. К счастью, недостроенный храм Рождества почти не пострадал. Сгорели лишь те деревянные детали, которые остались от предыдущей церкви. Однако работы по дальнейшему строительству были приостановлены, поскольку после пожара храмовая казна значительно обеднела. Небольших пожертвований прихожан едва хватило на покупку необходимых ритуальных предметов и для устройства иконостаса. Поэтому священнослужителям приходилось отправляться за пожертвованиями в другие города.
Наконец, в феврале 1814 года строительство церкви Рождества Христова было завершено, и митрополит Серапион освятил её. Из Спасской церкви, сгоревшей во время подольского пожара, был перенесён и установлен чудом уцелевший барочный пятиярусный резной деревянный иконостас. Но, к сожалению, из-за нехватки средств в первоначальный проект Меленского были внесены значительные изменения: упрощены фасады, пришлось отказаться от лепных украшений, от люкарн на куполе и вначале даже от портиков. Потом четырёхколонные портики тосканского ордена всё же пристроили к главному северному и боковому фасадам по отдельным чертежам Меленского, но это случилось только в 1825 году.
Со временем изменился и симметричный, классический стиль церкви. В 1837–41 годах на средства купца Ивана Терехова с южной стороны была сооружена пристройка с теплой церковью Сергия Радонежского для зимнего богослужения. В 1845 году был частично расписан интерьер храма, а также восстановлена живопись иконостаса.
Долгое время церковный погост окружала простая деревянная ограда, а в 1899 году по проекту архитектора Николая Казанского была построена новая металлическая на каменных столбах.
В 1904 году архитектор Евгений Ермаков составил проект перестройки входа в церковь. Вместо южного входа пристроили западный тамбур, к которому с южной стороны вели новые входные двери. В 1911 году на пожертвова ние Александра Сироткина были сделаны две небольшие круглые пристройки для ризницы и пономарни по обе стороны алтарной апсиды. Тогда же в храме устроили калориферное отопление, уложили новый пол, подняв его уровень. Потом был заменен главный престол, перезолочен и разделён на две части иконостас (в главном алтаре оставили три яруса из пяти, а два перенесли в придел Сергия Радонежского). Иконописцы братья Кахно расписали интерьер храма живописными сюжетами, скопированными с работ Васнецова во Владимирском соборе. В марте 1911 года заново освящён главный престол, а 3 мая 1914 года переосвящён придел Сергия Радонежского. 30 декабря 1914 года было торжественно отмечено 100-летие церкви Рождества Христова.
С ней для многих поколений украинцев связана память о Т. Г. Шевченко. 6–7 мая 1861 года здесь, в ближайшей к Днепру церкви, состоялось отпевание поэта, когда гроб с его прахом перевозили из Петербурга в Канев. С тех времен Христорождественскую церковь в народе стали называть Шевченковской.
В 1930-е годы церковь Рождества Христова постигла участь многих других церквей Киева. В январе 1933-го президиум горсовета рассматривал перспективный проект прокладки через Почтовую площадь автомагистрали и согласился с предложением снести храм. В августе следующего года было принято постановление церковь закрыть и разобрать. Но помещение церкви в 1935 году отдали под рабочее общежитие, а снесли через год.
В конце 1970-х начались работы по реконструкции Подола и превращение его в туристический центр столицы Украины. Разрабатывались планы по восстановлению церкви Рождества, но они так и остались на бумаге.
Весной 1997 года завершилась косметическая реконструкция Почтовой площади. Именно тогда в начале улицы Сагайдачного, несколько западнее места, где стояла Рождественская церковь, был выложен каменный контур, отдалённо напоминавший план бывшей церкви Андрея Меленского. Через некоторое время здесь была установлена металлическая часовня в виде беседки.
И наконец 6 января 2002 года, в соответствии с постановлением Кабинета министров Украины, была заложена капсула, символизирующая начало работ по восстановлению храма. На основе первоначальных чертежей Андрея Меленского был составлен план восстановления церкви. И через три года, 14 января 2005-го, состоялось торжественное освящение новой старой церкви Рождества Христова.
Опубликовано : Купола (Киев), 2005 г., вып. 2, c. 11 – 13.