Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Празднование понедельника в Малороссии

В. Василенко

Во всей южной Руси с незапамятных времён укоренился, Бог весть откуда заимствованный, обычай праздновать, сверх воскресенья и других установленных церковью праздников, ещё некоторые особые дни недели. Такой честью пользуются исстари пятницы, четверг и понедельник. Пятниц и четвергов, особо чествуемых, считается в году по 10-ти, – это дни, предшествующие большим праздникам и постам. Что касается понедельника, он не приурочивается к праздникам, а празднуется самостоятельно и без очереди, – понятно, теми, кто имеет охоту его праздновать. Достойно внимания, что празднование этих трёх дней практикуется только среди женщин, исключительно замужних и преимущественно немолодых. Чествование того или другого из дней состоит в молитве, посте и воздержании от работ, особенно продолжительных и тяжёлых, и опять-таки женских, например, прядение.

При оскудении мотивов религиозных, благочестивых, молитва и пост устраняются и остаётся просто ничегонеделание. Мы нашли местность, где именно в этом смысле сохраняется «понедилкование» с незапамятных времён и, что всего замечательнее, входит особой статьёй в предбрачный договор; другими словами: льгота ничего не делать в понедельник выговаривается невестой у жениха до вступления в брак на всю последующую жизнь. Таким местом, и единственным нам пока известным, является м. Борисполь, Полтавской губернии, Переяславского уезда. Вот в каком виде существует там этот обычай.

Во время «сватания», когда «запивают магарыч», родители невесты объявляют сватовьям, какое именно приданое дают за дочерью, и вместе с тем выговаривают для последней право «понедилкувать», т.е. быть свободной в понедельник от обычных работ и занятий. По установившемуся обычаю, самый строгий и взыскательный супруг не имеет права заставить жену исполнять хозяйственные работы в понедельник, если она сама добровольно не откажется от своего права. Так установилось «с предков» и поддерживается теперь, хотя в последний десяток лет, по словам туземцев, некоторые рачительные хозяйки уже сами добровольно работают по понедельникам. Вышедшие в замужество за бориспольцев девицы из других сёл имеют право «понедилкувать» наравне с туземками, но бориспольские девицы не пользуются этим правом при выходе замуж в другие селения.

В Борисполе обыкновенно водится так, что жена имеет в своём безотчётном распоряжении «жиноцьке» хозяйство, к которому относятся «дробина» (мелкая домашняя птица), продукты огородничества, конопля и лён (волокно и семена), мука и крупа для харчей, молочные скопы и сало. Вся выручка от этих предметов поступает в распоряжение жены и предназначается специально для заготовления приданого дочерям; сыновьям же ничего не уделяется, и нужды их пополняются отцом из общего хозяйства.

При таком порядке женщины не стесняются припасать к понедельнику для продажи небольшое количество (торбинку или кошик) муки, гороху, фасоли и т.п. Выходя в понедельник на базар для распродажи, женщины усаживаются в ряды, избирая соседство с кумушками, свахами и приятельницами. После распродажи своих продуктов некоторые делают коекакие покупки, между прочим почти всегда мясо в скоромные дни, и затем в компании отправляются для выпивки. В летнее время все эти «понедилкующие» женщины усаживаются на открытом воздухе, а зимой в хате и начинается круговая… Многие остаются в компании весь день, а домашние иногда сидят без обеда, если нет в доме девочки, способной сварить обед. Весьма часто мужья заходят также вы пить, под предлогом зазвать жену домой, если они живут между собой более или менее сносно; строптивый же или ревнивый муж в бабью компанию не пойдёт, иначе его осмеют и наговорят ему с три короба всякой всячины.

На поддержании «понедилкування» особенно настаивают матери, высказывая, что их «бабки й матери понедилкували та й нам заказали».

В Борисполе бывают базары ежедневно (не исключая воскресений), но по понедельникам и пятницам базары именуются «торгами» и отличаются тем, что в эти дни обыкновенно наезжают «крамари» (торговцы) из Киева, Переяслава, Козельца и Остра с разными товарами, так что базар имеет характер ярмарки более или менее многолюдной. Пьянство в Борисполе настолько вкоренилось, что некоторые бабы не просто «понедилкують», но положительно пьянствуют и последнее представляется как бы общим правилом.

«Понедилкування» в этой своеобразной форме не пошло далее Борисполя и даже в ближайших сёлах не существует; пьянство же баб в базарные дни вообще встречается во многих местечках по всей Полтавщине.

По-видимому, в Борисполе в прежнее время существовало женское братство и ещё не так давно делались сборы на «мироносиц», и на складочные деньги покупались «ставники» для приходских церквей, но теперь это уже вывелось».

Журнал «Киевская старина» 1887 г. № 1

Опубликовано : Купола (Киев), 2005 г., вып. 2, c. 87 – 88.