Церковь св. Владимира в Херсонесе
Виктория Величко
Музей истории Киева
Летописный Корсунь (славянское название древнего Херсонеса) навсегда связан в отечественной истории с событием крещения Руси. Именно здесь, как сообщает летопись, в 988 году принял этот обряд киевский князь Владимир. Победоносному походу князя на Корсунь предшествовало дипломатическое сближение Руси с Византией, которая, в условиях войны с Болгарией и внутренних мятежей, была вынуждена искать военной помощи у русов. Ещё накануне похода, на переговорах с византийскими послами в Киеве, Владимир согласился принять христианство как государственную религию Руси, а византийские императоры-соправители братья Василий и Константин пообещали отдать ему в жёны свою сестру – принцессу Анну. Летописный рассказ о крещении носит черты библейской легенды, которая повествует о том, что захватив Корсунь, Владимир медлил с выполнением обряда, пока не ослеп. Однако после крещения с ним произошло чудо и способность видеть возвратилась. После чудесного прозрения Владимир, женившись на принцессе Анне, завершил своё пребывание в Корсуне строительством церкви и возвращением в Киев с богатыми трофеями. Город же был отдан византийцам за пурпуроносную супругу. Такова событийная канва сюжета крещения. С началом археологических раскопок на территории древнего Херсонеса в начале ХІХ столетия, связанных с деятельностью севастопольского губернатора А. С. Грейга, начальника Черноморского флота и портов, а к тому же еще и почётного члена Императорской Академии наук, вновь оживился интерес непосредственно к месту, где мог быть крещён князь Владимир. Интерес к поискам был вызван не только научной любознательностью, но и тем огромным идеологическим значением, которое они имели для православной церкви и непосредственно для представителей царской семьи.
Сувенирная плакетка «Собор св. Владимира в Херсонесе»
Медь. Серебрение. Гальванопластика.
Авторы А. Жернов и В. Жернов.
Киев, 2004 г. 250Х250 мм (без обрамления)
Именно адмирал Грейг впервые предложил императору Александру I соорудить небольшую церковь и богадельню на месте предполагаемого крещения Владимира. Однако лишь его преемник Николай I распорядился о строительстве храма, но не в Херсонесе, а в Севастополе.
События Крымской войны 1854–1855 гг. прервали на длительный период все планы, а позже решено было построить на собранные по всей России подписке деньги два храма. Один – в центре Севастополя, с пантеоном и усыпальницей погибших героев обороны города, другой – всё-таки в Херсонесе. В первую очередь необходимо было определиться с конкретным местом, где должен был быть возведён храм. Точного указания места крещения в «Повести временных лет» указано не было, а только лишь говорилось: «… стоит церковь в городе Корсуне посреди града, где собираются корсунцы на торг». Кроме того, в различных списках назывались разные названия церкви, в том числе в Лаврентьевском списке она названа в честь святого Василия (такое христианское имя получил при крещении Владимир).
«Посреди града» в ХIХ столетии при археологических раскопках были обнаружены остатки семи средневековых церквей. Но не на одну из них нельзя было с определенностью указать как на свидетельницу крещения князя Владимира. Одну из зафиксированных императорской Археологической комиссией церквей, в которой имелся боковой придел с квадратным углублением купели, и посчитали местом крещения. В конце концов, расположение нового храма имело скорее символическое значение.
Однако храм строился уже на освоенной церковью территории: на ней с 1850 года существовала небольшая община с монастырским укладом. Здесь была церковь св. Ольги, разрушенная во время Крымской войны. Позже по решению Святейшего Синода был учреждён херсонесский Свято-Владимирский монастырь с 22 послушниками и монахами. Они начали активную работу по застройке монастырской территории.
В августе 1861 года в присутствии императора Александра II и императрицы Марии Александровны в торжественной обстановке состоялась закладка главного храма в честь равноапостольного князя Владимира. Автором проекта собора стал маститый архитектор, ректор Академии художеств Д. И. Гримм – ученик Карла Брюллова. Им был разработан план грандиозного, двухуровневого крестово-купольного храма в византийском стиле. Образцом для него послужили фасады и план константинопольской церкви святых Сергия и Вакха.
Строительство собора продолжалось около 30 лет и потребовало колоссальной по тем временам суммы – миллиона рублей. Освящение частей храма проходило поэтапно: в 1867 году при участии великого князя Владимира Александровича, ставшего ктитором, был заложен верхний храм, в 1888 году (к 900-летию принятия христианства) освящена нижняя церковь, в 1891-ом – верхний храм, в 1892 году – придел Александра Невского, располагавшийся также на верхнем уровне.
К работам по убранству интерьера привлекались лучшие силы Академии художеств, а работами руководил академик Ф. И. Чагин. Главный престол нижнего этажа, посвящённого Рождеству Богородицы, украшали иконы и живописные работы профессоров В. И. Неффа и И.А. Чагина. Росписи сводов южной и северной сторон храма были посвящены сюжетам крещения князя Владимира и киевлян, выполненные академиком П. Т. Риссом. В центре располагалась главная святыня – руины средневековой церкви, покрытые мрамором, на месте предполагаемой купели находилась плита с памятной надписью, напоминавшей о знаменательном событии крещения. Придел во имя св. Богородицы украшала копия чудотворной иконы Корсунской Божьей Матери, автором подлинника которой по преданию считался евангелист Лука. Икона была вывезена в числе других христианских святынь Владимиром из Корсуня в Киев и позже сберегалась в московском Успенском соборе.
Необыкновенным изяществом и роскошью отличался второй этаж собора, где располагалось три престола: главный – во имя св. Владимира, северный – апостола Андрея Первозванного, южный – св. князя Александра Невского. Особую гармонию придавали пространству 54 мраморные колонны, выполненные из каррарского мрамора разных оттенков, на которые опирались арки витражных окон. Из живописных работ взор поражало огромное панно «Тайная вечеря» работы академика А. И. Корзухина, выполненное в петербургской мастерской на необычном для того времени материале – линолеуме. Верующих также привлекали и мощи 115 почитаемых православной церковью святых, сберегавшиеся в соборе.
К сожалению, период сравнительно недолгого благополучного существования церкви был прерван событиями революции 1917 года. 150 монахов и послушников херсонесского Свято-Владимирского монастыря, заботившиеся о сохранении собора, в тяжёлые годы гражданской войны вынуждены были покинуть монастырь. В 1922 году новая власть изъяла часть самых дорогих храмовых ценностей. Другая же часть – преимущественно иконы и мощи святых – была в 1925 году передана в Херсонесский музей, так как по решению властей собор подлежал закрытию. К сожалению, пострадал собор и во время Великой Отечественной войны, когда артиллерийским снарядом был поврежден купол и зияющая дыра стала причиной последующего постепенного уничтожения интерьеров. Разрушительную работу довершило время и «любители старины», растаскивавшие собор по камешку.
Восстановление и реставрация собора св. Владимира в Херсонесе. | Восстановленный собор |
Лишь в 1992 году в соборе вновь проснулась жизнь, когда была возобновлена служба в одной из его восстановленных частей. Через год храм был передан верующим. В 1997-ом в соответствии с постановлением Кабинета министров Украины начались реставрационные работы, коснувшиеся как архитектуры, так и восстановления интерьеров и внутренних росписей собора.
После завершения общестроительных работ 28 июля 2001 г., в день святого равноапостольного князя Владимира, в присутствии Президентов Украины и России состоялось Малое освящение храма. А через три года, 3 апреля 2004-го, митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил Великое освящение возрождённого Свято-Владимирского собора.
Опубликовано : Купола (Киев), 2005 г., вып. 2, c. 15 – 17.