Сокровища скифских курганов
Елена Старченко
Музей исторических драгоценностей Украины
В бескрайних степях Северного Причерноморья, Приазовья и в Крыму ещё и сейчас можно увидеть некогда огромные и величественные погребальные сооружения в виде высоких насыпей – курганов, этих своеобразных земляных пирамид. Большая их часть относится к скифской эпохе.
Ираноязычные скифы – кочевой народ, обитавший на этих территориях в VII – III веках до Р.Х. Известность свою они получили благодаря древнегреческому историку современнику скифов Геродоту, жившему в V веке до Р.Х. Он первый назвал их под собственным именем, описал уклад жизни, обычаи, верования и их войны с персидским царём Дарием. Скифы создали в Причерноморье первое крупное политическое объединение, включавшее ряд кочевых и земледельческих племён, так называемую Скифию. Поэтому этот период с достаточным основанием обычно и называют скифским.
Животные – главные персонажи раннего скифского искусства, для которого типичны сцены терзания хищниками мирных животных, преимущественно копытных. Изображения в скифском зверином стиле отличаются чётко акцентированными признаками, по которым их можно безошибочно отнести к скифской культуре, оставившей яркий след в наследии кочевого мира Великой Евразийской Степи. Многие предметы, найденные в курганах, созданы самими скифами, другие подлинные шедевры торевтики (искусства художественной обработки драгоценных металлов) – выполнены греческими мастерами в античных городах-колониях: Ольвии, Тире, Херсонесе, Пантикапее. Но независимо от этнической принадлежности их создателей, именно скифские быт, религия и предания были той средой, которая вызвала их к жизни. Изысканные золотые и серебряные вещи производились по заказам скифской знати в соответствии с её вкусами и потребностями. Их форма и сюжеты были традиционно скифскими. Так, в конце V-IV вв. до Р.Х. в Северном Причерноморье возникает феномен своеобразного художественного стиля – скифо-античное искусство. В эллинистический период (конец IV в. до Р.Х. – I в.) мастера-ювелиры античных городов испытывают большое влияние восточных культур, что было связано с походами Александра Македонского. В изделиях из драгоценных металлов преобладают особые утончённость и виртуозность исполнения, всё шире применяются драгоценные камни, цветные эмали и стекло.
Большое количество ценных археологических находок с территории Украины оказалось в России. Первые сокровища скифских курганов стали поступать в Петербург с середины XVIII века. По приказу генерал-губернатора Новороссийского края А. П. Мельгунова в 1763 году был раскопан скифский царский курган VI века до Р.Х. Червонная Могила вблизи современного Кировограда. Найденные золотые украшения губернатор подарил Екатерине П. На протяжении XIX – начала XX века в Петербург были вывезены выдающиеся исторические драгоценности из курганов Куль-Оба, Чертомлык, Солоха и других. Эти шедевры искусства мирового уровня с Украины попали в Эрмитаж и практически составили основу его скифо-античной коллекции.
Сосуд из кургана Куль-Оба | Кулоны из кургана «Три брата» |
Курган Куль-Оба (по-татарски – «холм пепла») относится к числу первых раскопанных скифских царских курганов. Его исследовали в 1830 году в шести верстах от Керчи по дороге на Феодосию. В погребении кургана был найден электровый (сплав золота и серебра) сосуд ритуального назначения. На нём в технике чеканки неизвест ным мастером выполнены четыре сцены из скифской жизни. На первой из них сидящий военачальник, возможно царь, опираясь на копье, выслушивает стоящего перед ним на коленях воина. На второй сцене изображен скиф, натягивающий на лук тетиву. На третьей – врачевание больного зуба, на четвёртой сцене один скиф накладывает повязку на ногу другому воину. Есть предположение, что все сцены относятся к жизни самого скифского царя, похороненного в кургане.
Изображения на куль-обской вазе впервые дали реальное представление о жизни скифов, об их внешнем облике, одежде, вооружении. Они носили длинные волосы, бороды и усы, одевались в кожаную или льняную одежду, состоявшую из удлинённой куртки с поясом и длинных штанов, обувались в мягкие короткие сапоги, перехваченные у щиколоток ремешками, на голове носили войлочные шапки, напоминающие башлык. Оружие состояло из короткого меча – акинака, лука и стрел, которые укладывались в специальный футляр – горит, а также копья и четырехугольного щита. На золотой обивке горита из этого же кургана вытеснено имя греческого мастера Порнаха, что является уникальным случаем.
Палстина горита из Мелитополя | Чаша из Гаймановой могилы |
В Эрмитаже хранятся вещи, найденные при иследовании группы курганов на Таманском полуострове. Эти курганы V – IV вв. до Р.Х. раскапывались в 1875-1878 гг. и известны в литературе под названием Семь братьев. Конструкция иx гробниц была почти такой же, как и в Куль-Обе. Характерные черты скифского звериного стиля сохранились конской сбруе и на предметах вооружения. Из кургана № 2 происходит серебряное с позолотой украшение панциря в виде пластины с изображением орла с распростёртыми крыльями, а над ним фигуры оленя с ветвистыми рогами и оленёнка.
В 1969 году в Киеве открылся Музей исторических драгоценностей Украины (филиал Национального музея истории Украины). Сегодня он располагает богатейшей коллекцией «скифского золота», насчитывающей около 40 тыс. экспонатов. По своей полноте и информационной насыщенности ей нет равных. Среди древностей скифской эпохи – ювелирные изделия, украшения одежды, оружия, конского снаряжения, культовые и бытовые предметы. К уникальным экспонатам IV в. до Р.Х. относятся золотая пластина горита из кургана, раскопанного в г. Мелитополе, на которой изображены сцены из мифа о древнегреческом герое Ахилле; серебряная чаша из кургана Гайманова Могила (Запорожская обл.) со сценами переговоров скифских царей; золотой «шлем» из Передериевой Могилы (Донецкая обл.) с изображением скифских воинов.
Своеобразной визитной карточкой музея является золотая пектораль – нагрудное церемониальное украшение скифского царя из кургана Толстая Могила (Днепропетровская обл.). Со времени первых находок в скифских курганах прошло более двухсот лет, и своего рода сенсацией в археологическом мире стали раскопки в 1971 году кургана Толстая Могила, явившие миру шедевр античной торевтики, названный находкой XX века. В трёх ярусах пекторали размещены 48 миниатюрных литых рельефных фигурок. Сцены охоты и терзания животных перемежаются с растительными мотивами и бытовыми сценами. С потрясающим реализмом изображены фантастические существа с туловищем льва и головой орла грифоны. Центром композиции является сцена в верхнем ярусе с изображением скифов, шьющих ритуальную одежду – меховую куртку. Автор находки и первый её исследователь Б. Н. Мозолевский считал, что на ее трех ярусах изображены сцены подготовки к празднику весеннего равноденствия и таинство жертвоприношения. Другой киевский исследователь С. М. Пауков, например, пришёл к выводу, что это «тайный солярный календарь», созданный около 2,5 тыс. лет назад и, как утверждает автор гипотезы, невероятно точный по тем временам. На самом деле до конца тайна информации, скрытой в архитектонике, символике и образах пекторали, на сегодняшний день всё ещё остаётся нераскрытой. Пектораль отличает не только высочайшая техника исполнения, но и колоссальное эмоционально-художественное воздействие на зрителя.
Скифо-античное искусство – это, безусловно, одна из наиболее ярких страниц древней истории народов южной части Восточной Европы и особенно Украины. И на нашей территории сосредоточено основное количество замечательных памятников скифской материальной культуры.
Опубликовано : Купола (Киев), 2006 г., вып. 3, c. 63 – 65.