Бесстыдная кампания
В.Сиснёв. (Соб.корр.«Труда»)
[Від такого ж чую]
Лондон, 10 мая. Видимо, спохватившись, что нельзя уж совсем забывать о своей репутации «объективной» либеральной газеты, «Гардиан» после целой недели «разоблачений» в связи с происшедшим в Чернобыле, напечатала материал АПН, где в форме репортажа с места события рассказывается о том, как преодолеваются последствия аварии на АЭС [1]. Думается, многие здешние читатели обратили внимание на то место, где дежурный райкома партии, ответив по телефону на вопросы некоторых западных журналистов, констатирует: «Похоже, они разочарованы, что жертв мало».
Примерно такое впечатление и получаешь от бесчисленных экстренных сообщений, комментариев, интервью с «очевидцами», наукообразных статей, выступлений различных «экспертов» на страницах английской печати и по телевидению. Большинству авторов, похоже, хотелось бы, чтобы размеры несчастья в Советском Союзе были гораздо большими. И главное, чтобы переключить общественное внимание с действительно острейших внешних и больных внутренних проблем на высосанную из пальца тему «советской ядерной угрозы» – пусть даже невоенной. Под эту шумиху напрочь забыты, скажем, как позорное соучастие Британии в разбойничьем нападении на Ливию, так и вопросы обуздания гонки ядерных вооружений.
Уже во вторник 29 апреля «Дейли экспресс» в истеричном тоне объявила, что в результате «ядерной катастрофы» под Киевом огромное радиоактивное облако движется прямо на Британию. На следующий день заголовки стали еще более устрашающими: «Ядерный кошмар наступил!», «Огромное количество смертей после атомной катастрофы». И тут же называлась абсурдная цифра: более двух тысяч погибших. Откуда такие сведения? В основном ссылок на источник нет, но солидная «Таймс» сочла нужным оговориться, что данные получены от американских спецслужб.
С этого момента рука Центрального разведывательного управления постоянно чувствуется в выпусках новостей.
Параллельно развивается тема «заботы» о безопасности английских студентов, обучающихся в вузах Киева и Минска. При квалифицированной пропагандистской оркестровке сыграть на чувствах обеспокоенных родителей нетрудно, хотя кое-где мелким шрифтом проскальзывала информация, что студенты обследованы должным образом и установлено, что никакая опасность им не угрожала и не угрожает.
Когда же около ста студентов были доставлены из Москвы в лондонский аэропорт «Хитроу» специальным рейсом, «операция по проверке на радиоактивность» была подготовлена для них прямо на летном поле в специальных вагончиках. Однако студентов, естественно, пришлось отпустить по домам, поскольку причин их задерживать не обнаружилось, и эта тема тоже ушла с первых страниц. Да и с последних тоже, если не считать просочившихся сведений о том, что некоторые студенты не довольны этой панической переброской и еще в Москве выражали возмущение «эвакуацией», а теперь хотят вернуться обратно.
Что же касается концепции «немедленного осведомления общественности» на самом Западе, то по ней нанес неожиданный удар еженедельник «Обсервер». Он опубликовал 4 мая сенсационный материал обозревателя по проблемам окружающей среды Джеффри Лина, озаглавленный «Британия скрыла ядерный взрыв» [2]. Начинается он следующими словами: «Официальные лица главного управления электроснабжения целый месяц скрывали от публики взрыв, случившийся на атомной электростанции «Дангенесс» в графстве Кент. Сведения об этом инциденте, в результате которого 31 марта произошла утечка радиоактивного газа, не были обнародованы, пока «Обсервер» не обнаружил это и не потребовал объяснений».
Далее становится ясным, почему руководители управления прибегли к умолчанию. Хотя 110 фунтов радиоактивного газа, выброшенного в атмосферу, не причинили жертв или ущерба для здоровья персонала (так, во всяком случае, официально утверждается. – В.С.), но сам факт взрыва «ставил под вопрос надежность оборудования».
На следующий день после публикации в «Обсервер», то есть 5 мая, министр по вопросам окружающей среды Бейкер сделал заявление в палате общин о том, что «воздействие радиоактивного облака, порожденного советской атомной электростанцией в Чернобыле, исследовано и не представляет собой риска для здоровья в Соединенном Королевстве».
Почему же вдруг член кабинета счел необходимым внести в дискуссию более трезвую ноту? Видимо, потому, что пропагандистский аппарат перестарался, стремясь нанести вред нашей стране, ее международному авторитету, накручивая страсти о «панике в Киеве», он вызвал настроения, близкие к панике, в самой Великобритании.
Неблаговидная кампания будет скорее всего продолжаться и впредь, но некоторые акценты дана команда изменить. В конце концов, главная цель у нее та же, что и у всех предыдущих кампаний такого рода, – убедить рядовых граждан, особенно политически малограмотных, в том, что «русским нельзя верить» [3], что с ними «нельзя иметь дело» [4], особенно в таком вопросе, требующем максимального взаимного доверия, как сокращение ядерных вооружений.
Ответ на все эти инсинуации может быть только один: советским людям не впервой выдерживать яростные атаки идеологического противника. Не раз и не два эти атаки захлебывались, наталкиваясь на наше спокойствие и выдержку. Захлебнется в конце концов и эта бесстыдна антигуманная попытка погреть руки на чужой беде, создать новые преграды на пути решения коренной проблемы современности – устранения угрозы всеобщего военного ядерного пожара.
Труд, 1986 г., 11.05, № 110 (19857).
[1] Здається, в СССР він не друкувався. Ця брехня була виключно на експорт.
[2] Як видно з подальшого, вибух був насправді не ядерним.
[3] Це вони слушно вважають.
[4] І це знову-таки слушно.