Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Радиация ненависти

[Від такого ж чую]

Кому на Западе понадобилась провокационная антисоветская шумиха вокруг аварии на Чернобыльской АЭС

На проводе – Париж

Открываю «Франс-суар», в в глазах темнеет от ужаса: «Подразделения солдат, специально подготовленных для ведения атомной и химической войны, блокировали все подходы к вокзалам, чтобы воспрепятствовать жителям окрестных сел эвакуироваться… Группы обреченных на смерть узников тюрем – может быть, даже и политических – под дулами автоматов собирали по полям трупы погибших…»

«Вот это да! Вот это страсти-мордасти!» – вырвалось у меня после того, как отчаянным усилием воли я заставил себя до конца прочитать это описание апокалипсиса. Признаюсь честно: за полтора года работы во Франции я так и не привык к сработанным по голливудским рецептам фильмам ужасов. Даже газетные анонсы подобных «шедевров» вызывают у меня крупнозернистые мурашки.

Каково же было моё разочарование, когда вместо скромного имени маститого режиссера, рекламирующего свое леденящее душу творение, я увидел под этой жуткой картинкой во «Франс-суар» подпись Жан-Луи Мориллона. Уж кто-кто, а он к кинематографу никакого отношения не имеет. Зато в том, что касается атомной энергетики, он сегодня, видимо, почувствовал себя докой. Как, впрочем, и многие другие журналисты парижских буржуазных изданий, неожиданно для французских читателей, а порой и для самих себя, оказавшиеся в последние дни большими знатоками в той же самой области. А причиной этого стала авария на Чернобыльской АЭС.

Как только не изощрялись французские «журналистских дел» мастера! Как только не расписывали гипертрофированные, а вернее, нагло перевранные до неузнаваемости подробности трагических событий на советской атомной электростанции. Тон задавали, как это обычно случается во время очередной антисоветской кампании, «Фигаро» и «Франс-суар» – коренные в упряжке откровенно черносотенных изданий [1], управляемых Робером Эрсаном. Это о них остроумно заметил известный публицист, главный редактор «Юманите» Клод Кабан: «Складывается впечатление, будто, с позволвяия сказать, информаторы месье Эрсана наблюдали за Советским Союзом с биноклем, взобравшись на крышу своей редакции» [2].

Однако и эта саркастическая оценка звучит слишком лестно для специалистов по антисоветской радиации. Эти господа не то что на крышу не влезают – они даже радио скорее всего не слушают. Иначе как могли они пропустить заявление знаменитого французского ученого, профессора Пеллегрена, выступившего по радиостанции «Франс-энтер» с подробными разъяснениями истинных событий в Чернобыле. «Я готов пойти на прогулку в нескольких километрах от Чернобыльской атомной электростанции без всякий защиты, лишь засунув руки в карманы» – так закончил свое выступление ученый [3]. К его точке зрения присоединился и другой научный авторитет – профессор Жамме.

Эх, наивные ученые мужи! Не в радиации здесь дело, а в антисоветизме. Именно он устами господ мориллонов стращает обывателей атомными кошмарами, прикрываясь звучными фразами о своей приверженности к правде любой ценой. Но истинные намерения специалистов по пропагандистской радиации все равно остаются явными. «Не культ фактов руководит этими изощренными цензорами французской прессы, а ненависть к социализму, – называет вещи своими именами Клод Кабан. – Сама себя вывела на чистую воду газета «Либерасьон», не премивувшая в связи с аварией на атомной электростанции скептически оценить перспективы ядерного разоружения, предлагаемого Советским Союзом. Еще один пример логики наоборот. В самом же деле вопрос должен стоять по-другому: «Каким будет уровень радиации, если над нашими головами взорвется атомяая бомба? Хотя бы одна?»

Но об этом французская буржуазная печать предпочитает не заикаться.

К.Привалов. (Наш соб.корр.)

На проводе – Копенгаген

Первые известия об аварии на Чернобыльской атомной электростанции привели многих датчан, обычно не отличающихся повышенной экспансивностью, в состояние, близкое к панике. Волна телефонных звонков встревоженных людей обрушилась на физические и метеорологические институты, медицинские центры и госпитали. Тысячи датчан бросились в аптеки и начали глотать йодистые таблетки, которые, по их мнению, могли спасти от радиоактивного заражения. На улицах Копенгагена можно было увидеть людей в респираторных масках. Датчане приготовились к худшему.

Страх, охвативший Данию, можно понять. С экранов телевизоров, со страниц ежедневных газет их методично убеждали в том, что под Чернобылем произошла непоправимая катастрофа. Со ссылками на американских экспертов утверждалось, что в результате аварии погибло по меньшей мере две тысячи человек. Апокалипсическую картину «судного дня» дополняли свидетельства анонимных «очевидцев» о тысячах госпитализированных жертвах взрыва, о повергнутых в хаос больницах, о толпах беженцев, бегущих по дорогам вдоль полей. Советские официальные сообщения об истинных размерах случившегося несчастья подвергались высокомерному сомнению. Выражалось недоверие извещению, что при взрыве погибли два человека.

Много чего наговорили датские буржуазные средства массовой информации жителям страны о событиях на Чернобыльской АЭС. Здесь были и мелкие неточности, и большая ложь. Не было лишь одного – даже малейшего намека на выражение сочувствия советскому народу.

Нужно признать, что массированная кампания лжи и запугивания принесла свои плоды. Многие датчане поверили, что на их страну с минуты на минуту обрушится смертоносная радиация. Однако этого так и не случилось.

Когда скрывать правду стало невозможно, пришло время вынужденно, сквозь зубы признать, что западные оценки размеров аварии были «преувеличены», а советские сообщения «с большой степенью вероятности» отвечают действительности. Впрочем, это совсем не означало, что антисоветская возня вокруг аварии на Чернобыльской АЭС завершилась. Она просто вступила в новую фазу. Раз за разом повторяли, что ничего похожего не может произойти на Западе.

Однако факты говорят о другом. Как пишет газета «Ланд ог фольк» [4], по сведениям независимой американской организации «Паблик ситизен», в прошлом году на 115 работающих в США АЭС было зарегистрировано 2974 неполадки. А по признанию члена официальной инспекционной комиссии США по делам энергетики, на двух американских атомных станциях размер аварии был «жутко близок» к событиям на Чернобыльской АЭС.

Во имя чего же тогда была затеяна эта циничная шумиха вокруг чернобыльской аварии? Председатель Коммунистической партии Дании Йорген Енсен заявил:

– Продолжаемые США ядерные испытания представляют собой значительно большую угрозу окружающей среде и миру. Планы гонки ядерных вооружений в космосе и размещение американских запасов химического оружия в Европе угрожают самому существованию человечества. Вернее не скажешь! [5]

А.Григорьев. (Наш соб.корр.}.

На проводе – Бонн

Авария на атомной электростанции в городе Чернобыле вызвала весьма странную реакцию в ФРГ. Вместо ожидаемого сочувствия и стремления оказать помощь пострадавшим, в Западной Германии развернулась разнузданная антисоветская кампания. Буржуазные средства массовой информации кричат о том, что на Западе, который-де обладает самой передовой технологией, подобное случиться не может (как будто не было взрыва американского корабля многоразового использования «Челленджер» и аварий на атомных электростанциях в США и Западной Европе!). Всевозможные бульварные издания вместе с солидными газетами распространяют неимоверные слухи, обвиняют советское руководство в отказе передавать Западу информацию о положении на месте катастрофы. Ни слова о поездке в СССР авторитетной комиссии Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) [6]. Стремясь вызвать антисоветскую истерию, власти ФРГ каждый день шумели о повышении уровня радиации в Западной Германии. Они призывали население отказываться от употребления в пищу свежего молока, фруктов, выращенных на открытом грунте. Антисоветская шумиха превзошла все допустимые границы и, как и следовало ожидать, словно бумеранг, ударила по западногерманским властям. Чтобы предотвратить панику у себя в стране, на Рейне вынуждены были в конце концов выступить с официальным заявлением, с которым обратился к населению по телевидению и радио министр внутренних дел ФРГ Ф.Циммерман, Он заверил население, что в ФРГ не было и нет никакой радиационной опасности для жизни населения. Вот вам и слухи о радиации с востока.

Не случайно принцип добрососедства заимствован в международных отношениях из повседневной жизни. Отношения между странами, как и между людьми, должны быть добрыми. Если в доме радость, то ее в равной степени разделяют соседи. А когда случается несчастье, то добрые соседи стараются помочь преодолеть беду.

Любят поговорить о добром соседстве и на берегах Рейна. Правда, на свой лад, приписывая себе все человеческие благодетели [7], а соседей на востоке обвиняя во всех тяжких грехах. При этом намеренно умалчивают о том, кто вопреки элементарным принципам добрососедства, превратил свою территорию в склад всевозможных видов химического оружия, стартовую площадку для американских ядерных ракет первого удара, кто полностью поддерживает заокеанские бредовые идеи «звездных войн», кто ставит под сомнение послевоенные границы в Европе, провозглашая германский вопрос открытым, кто попустительствует реваншистам и неонациствам всех мастей.

Очередная антисоветская кампания, развернутая официальным Бонном, без сомнения, как бумеранг, ударит по нему самому.

В.Соколов. (Наш соб.корр.)

Комсомольская правда, 1986 г., 11.05, № 109 (18612).

[1] Мушу зауважити, що «чорна сотня» – неофіційна назва проурядових громадських об'єднань в Російській імперії в 1905 – 1917 рр. У Франції таких об'єднань не було, і що може значити термін «чорносотенний» стосовно французької газети – я визначити не можу. Думаю, щось погане, але що саме – наш кореспондент не зумів висловити.

[2] «Юманіте» – головна газета французьких комуняк, а цей К.Кабан – відповідно, комуняка. Чого ж від нього ще чекати?

[3] Був готовий, прецінь не пішов. Такої крайньої самопожертви совєтські резиденти від своїх агентів на той час не вимагали. Академік Александров теж збирався своє ліжко на даху реактора РБМК поставити, але не поставив – з тих же міркувань. Потім він збирався цей реактор в Москві на Червоній площі збудувати – але теж не збудував. В усіх трьох випадках совєтське начальство обмежилось усними заявами своїх підопічних.

[4] От не пам'ятаю, як зветься газета датських комуняк. Довелось подивитись в енциклопедії. І що ж ви думали? «Ланд ог фольк» – головна газета датських комуняк (Большая советская энциклопедия, 1972 г., т. 7, с. 541).

[5] Вірніше, ніж сказано в тексті, надісланому з Москви, дійсно не скажеш. Якщо вже енциклопедія у мене під рукою, то зауважу, що чисельності Комуністичної партії Данії вона не подає, хоча подає чисельність інших партій Данії (с. 536). З цього випливає, що московських грошей вистачає тільки на те, щоб найняти голову партії. На дійсних членів уже не стає.

[6] Досить рідкісне в совєтській пресі свідоцтво, що МАГАТЕ в розвинених країнах зовсім не тішилося якоюсь повагою.

[7] Напевно, автор хотів сказати «чесноти» (по-російські «добродетели»), але не упорався із граматикою. Недаремно ж говорять, що російська мова нівроку складна!