Помнить всегда: атом двулик!
Сообщаем подробности
Прекрасен майский Киев! Цветут каштаны, благоухает сирень, распускается акация. Глядя на весеннее торжество природы, особенно остро воспринимаешь беду, которая нежданно произошла неподалеку отсюда. Как повлияла на природу этого благодатного края авария на Чернобыльской АЭС? Что делается для ликвидации ее последствий, для предотвращения загрязнения окружающей среды? С такими вопросами специальные корреспонденты ТАСС обратились к находящемуся сейчас в Киеве председателю Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, члену-корреспонденту АН СССР Юрию Антониевичу Израэлю.
При аварии в атмосферу попало определенное количество радиоактивных веществ. Это небольшая доля того, что накопилось в реакторе за время его работы, сказал он. Истечение радиоактивных газов и летучих веществ происходило несколько дней и было связано с высокой температурой в зоне реактора. Сейчас эта температура резко понизилась. Истечение радиоактивности практически прекратилось.
Сейчас повышение уровня радиации в каких-либо районах исключается.
Радиоактивность в атмосфере рассеялась. На поверхности земли она есть только в отдельных местах, непосредственно примыкающих к Чернобыльской АЭС. Уровень радиации здесь достигал 10-15 миллирентген в час [1]. К настоящему времени за счет распада она уменьшилась в несколько раз. Хотя в соответствии с национальными и международными нормами, рекомендованными Международным агентством по атомной энергии, накапливающиеся здесь дозы находились в пределах, допустимых для населения в случае аварийных ситуаций на АЭС, тем не менее для обеспечения полной безопасности и здоровья людей было принято решение об их эвакуации из тридцатикилометровой зоны. Небольшое повышение уровня радиоактивного фона наблюдалось и в ряде городов Украины и Белоруссии. В Киеве этот уровень составлял 0.3-0.4 миллирентгена в час, что никакой угрозы для здоровья людей не представляет. Незначительная часть мелких радиоактивных частиц вместе с воздушными потоками распространилась и на большие расстояния, попала на территорию Польши, Румынии и ряда скандинавских стран. Здесь наблюдалось небольшое превышение радиоактивного фона, также не опасного для населения.
На заседании Политбюро ЦК КПСС, состоявшемся 8 мая, было отмечено, что комиссией, местными партийными и советскими органами оперативно принимаются необходимые меры для преодоления последствий аварии. В зоне Чернобыльской АЭС и прилегающей местности проводятся большие работы по предотвращению любого ущерба от радиоактивного загрязнения. В частности, для того, чтобы исключить или уменьшить возможный смыв какой-либо доли опасных веществ в реку Припять, вдоль ее берегов возводятся валы. В этой зоне органами Госкомгидромета и других ведомств осуществляется большая программа измерений и исследований с целью изучения радиоэкологических воздействий и эффектов.
В связи с тем, что в зоне, примыкающей к Чернобыльской АЭС, отмечено повышение радиоактивности почвы, были строго очерчены границы сельскохозяйственных работ. А за пределами тридцатикилометровой зоны такие работы ведутся в обычном порядке.
Постоянно контролируется качество питьевой воды. Регулярно берутся пробы из Киевского водохранилища. Результаты многочисленных наблюдений показывают, что здесь установленные нормы по радиоактивности не превышаются.
При расшифровке изотопного состава радиоактивных веществ, выделенных из поврежденного реактора, обнаружен ряд изотопов, в том числе йод-131, который опасен тем, что может попасть с пищей в организм человека. Период полураспада этого изотопа – восемь дней. За его содержанием установлен строгий контроль. Особо проверяется качество молока. Проверки производятся дважды – на фермах и на молокозаводах.
Метеорологические станции страны постоянно ведут наблюдения за уровнем радиоактивности. Для этого Госкомгидромет использует также специально оборудованные самолеты и вертолеты. В научно-исследовательских институтах ведется непрерывный анализ полученных результатов. Достигнута договоренность о регулярной передаче данных о радиоактивном фоне с одной из станций Украинского управления гидрометеослужбы, расположенной вблизи Чернобыльской АЭС [2], в Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).
Результативно вести наблюдения и постоянно контролировать состояние природной зоны в районе, примыкающем к АЭС, специалистам Госкомгидромета помогает самое совершенное оборудование. Они вооружены новейшей спектрометрической аппаратурой, позволяющей определять изотопный состав, производить тонкий спектрометрический анализ радиоактивных веществ.
Случившееся на Чернобыльской АЭС еще раз заставляет нас подумать о том, какие грозные силы связаны с атомной энергией. И при мирном использовании эта энергия требует исключительного контроля. Даже незначительная радиоактивность, попавшая в природную среду, может стать источником большой беды. Но ее масштабы могут быть неизмеримы, если гигантские ядерные арсеналы оружия не будут полностью уничтожены. Совершенно недопустимой является даже сама возможность появления в природной среде огромной радиоактивности, вызванной ядерными взрывами. Это противоестественно и для природы, и для человека.
Советская программа полной ликвидации ядерного оружия – единственно реальный путь избавления человечества от угрозы, нависшей над его существованием, над природой, над всей планетой. Сейчас особенно остро понимаешь, как жизненно важна и необходима борьба за полную ликвидацию ядерных военных арсеналов, как необходимо мирное сотрудничество ученых и специалистов разных стран в углублении опыта мирного использования атома, в дальнейшем познании его тайн.
Труд, 1986 г., 11.05, № 110 (19857); Правда Украины, 1986 г., 11.05, № 107 (13377); Радянська Україна, 1986 р., 11.05, № 107 (19612); Вечерний Киев, 1986 г., 12.05, № 109 (12724); Київська правда, 1986 р., 11.05, № 112 (18595) [Під заголовком “Пізнавати таємниці атома”].
[1] Пан Ізраель намагався якнайкраще виконати наказ начальства і збрехав дуже гладко. Але начальство, наказавши йому брехати в бік якомога сильнішого применшення рівнів радіації, помилилось у своїх розрахунках.
Публіка, замість того щоб заспокоїтись, вирішила, що ці мізерні 10..15 мР/годину, про які повідомляли офіційні речники, є причиною тієї надзвичаної метушні, яка мала місце, і тому дуже небезпечні. Насправді надзвичайна метушня була через те, що рівень радіації біля реактора становив сотні, а то й тисячі Р/годину. Так брехня, здавалось би, дуже правдоподібна, обернулась на шкоду для тих, хто її проектував.
Але на користь пана Ізраеля слід сказати, що він, на відміну від пана М.Розена, бреше гладко і у суворій відповідності до раніше розробленого сценарію.
[2] Остер? І це секрет!
Сильно скорочений варіант під заголовком «Безопасность прежде всего» – Известия, 1986 г., 11.05, № 131 (21573).