Провокационная затея властей ФРГ
Г.Кульбицкий
[Від такого ж чую]
Людвигсхафен, 10 мая. (ТАСС). Гром оваций взорвал торжественную тишину крупнейшего городского театра «Пфальцбау», когда затихли последние звуки оперы Чайковского «Евгений Онегин» в исполнении оркестра Киевского театра оперы и балета. Десятки минут не смолкали аплодисменты ценителей классической музыки, которыми они наградили мастерство артистов этого прославленного советского коллектива.
Столь восторженным образом приняв киевлян, любители искусства Людвигсхафена, других городов и поселков Рейнланд-Пфальца возразили на совершенные попытки определенных кругов ФРГ сорвать приведение этого подлинного праздника советского искусства – гастролей Киевского театра оперы и балета. В качестве повода для антисоветского шоу, которое было разыграно сразу же после пересечения украинскими артистами границы ФРГ, была использована авария на Чернобыльской атомной электростанции.
Нелегким был путь киевлян в Людвигсхафен. На пограничном контрольном пункте Герлесхаузене вся советская делегация была подвергнута унизительному досмотру и «проверке на уровень радиоактивности» с помощью приборов, лишь отдаленно напоминающих по виду счетчики Гейгера. Все это делалось полицией, несмотря на твердые заявления руководителей делегации о том, что «все ее члены, а также следующий отдельным грузом реквизит, прошли перед отъездом из Киева соответствующую проверку. В случае обнаружения доз, превышающих нормальные, были бы приняты соответствующие меры на месте».
Однако все эти заверения не оказали воздействия на власти, делавшие все, чтобы «зафиксировать некий повышенный уровень радиации». Убедившись, что это невозможно, труппе Киевского театра позволили следовать в Людвигсхафен. Однако и в этом городе местные власти попытались омрачить пребывание гостей из Киева. В гостинице вновь была инспирирована провокационная «проверка» всех членов советской делегации на «радиоактивность», сопровождаемая угрозами администрации отказать им в размещении. Беспардонно обращалась полиция с реквизитом театра, неоднократно отправляя его на некую «дезактивацию», в результате чего значительная часть декораций получила серьезные повреждения.
Как отмечается здесь, подобные действия против представителей советского искусства – Киевского театра оперы и балета – отнюдь не случайны. В ФРГ через некоторое время после аварии на Чернобыльской атомной электростанции была развязана оголтелая кампания истерии. Кое-кто попытался и сейчас пытается «погреть руки» на несчастье, произошедшем далеко от западногерманской территории, одновременно пробудить чувство вражды, недоверия к СССР, другим социалистическим странам.
Объективно, также подчеркивается здесь, развязыванию подобной кампании способствовала позиция официальных властей ФРГ, которые давали заведомо искаженные сведения, взвинчивая страх, вводя ограничения на поставки товаров, в первую очередь, продуктов питания. Насколько надуманными являются эти «меры», свидетельствует тот факт, что сами официальные власти заявили, что «для населения ФРГ никогда не существовало и не существует никакой угрозы вследствие аварии на Чернобыльской АЭС», что «все проверки не давали, как правило, доказательств объективно завышенного уровня радиации».
Речь в данном случае идет о попытках крайне правых сил в ФРГ выкорчевать ростки разрядки, которые стали проявляться в Европе. Усиление антисоветской истерии – это реакция этих кругов на новые советские мирные инициативы, прозвучавшие 15 января с.г. с трибуны 27 съезда КПСС, на 11 съезде СЕПГ и воспринятые большинством населения Западной Европы как надежда для мирного будущего всего человечества. Здесь опасаются, что застой в международных отношениях пришел в движение, появилась тенденция сдвига в важнейших проблемах современности – прекращении гонки вооружений и разоружении. Правые силы поставили перед собой задачу – сбить накал положительного воздействия импульсов в направлении мира, которые исходят в последнее время от Советского Союза.
Демократическая общественность ФРГ, оппозиционные партии выступают со значительными претензиями к официальному Бонну, обвиняя его в том, что за рассуждениями о проведении политики на «создание мира при меньшем количестве оружия» не следуют конкретные дела в направлении реализации новых советских мирных инициатив. Вместо этого в ФРГ возводят новые препятствия и организуют различные провокации.
Подобный курс, который не увязывается с рассуждениями о намерении развивать отношения с социалистическими странами, Советским Союзом, не находит понимания широких слоев населения ФРГ. Все громче здесь раздаются голоса, что пора властям одуматься, что нельзя поступать таким образом, как с коллективом признанного во всем мире театра, бывшем на гастролях в ФРГ в 1983 году, когда в другом государстве произошло несчастье.
Свидетельством несогласия с созданием в ФРГ обстановки истерии является восторженная реакция публики, а также тот огромный интерес к дальнейшим выступлениям киевлян в Людвигсхафене, а также Висбадене. Возможно, кое-кому хотелось бы, чтобы эти гастроли вообще не состоялись. Однако, благодаря выдержке советских артистов, руководителей делегации запланированная провокация провалилась,
Радянська Україна, 1986 р., 11.05, № 107 (19612); Вечерний Киев, 1986 г., 12.05, № 109 (12724).