Праздник монастыря
Виталий Ковалинский, Алексей Курмаз
Сто лет тому назад, в пятницу 11 июля 1908-го, в Киеве праздновали один из знаменательных юбилеев православной церкви – 800-летие Киево-Михайловского монастыря. Для киевлян это было крупнейшее событие начала нового века, и тогда никто не мог знать, что присутствует на одном из последних подобных юбилеев в истории города. Потому что о другом юбилее – 900-летии начала строительства Святой Софии, просто забудут в бурные революционные годы.
Прошло ещё столетие, и нынешним летом мы вновь отметили юбилей. К сожалению, лишь только юбилей места, где некогда возвышался один из красивейших соборов Киева. То, что предстаёт взору на Михайловской площади сегодня, есть памятник утраченному прошлому. Он был открыт 28 мая 2000 года.
Михайловский монастырь. Почтовая открытка | Собор Киево-Михайловского Златоверхого монастыря. Худ. Г. Лукомский |
Для провинциального Киева конец XIX и начало XX столетия были насыщены историческими праздниками. После многовекового забвения киевской старины потомки, наконец, вспомнили своё прошлое. Киев перестраивался, находя в котлованах напоминания о городе Ярослава и Владимира. Только город Изяслава оставался практически нетронутым, защищенный его созданием – Дмитриевым монастырем, который волею времён остался в памяти потомков благодаря творению сына Изяслава – Святополка, в крещении Михаила.
Накануне праздника Михайловского монастыря председатель Совета Министров Российской империи В. Н. Коковцов «изъявил согласие на удовлетворение ходатайства городской думы об освобождении от занятий в правительственных и общественных учреждениях Киева в день празднования 800-летия со времени основания монастыря, дабы все жители г. Киева могли принять участие в торжествах».
Празднование 800-летия началось задолго до того, как 11 июля первые лучи солнца осветили купола древней обители. Всенощную в Михайловском соборе провёл архиепископ Симбирский и Сызранский высокопреосвященный Яков. В богослужении участвовали практически все монахи Михайловского монастыря во главе с его настоятелем преосвященным Агапитом, епископом Чигиринским.
Само богослужение было необычным для киевлян, что отметила киевская пресса: часть службы происходила на паперти собора. Не остались без внимания и мощи святой Варвары, которыми славился собор и гордился Киев. Мощи были тесно связаны с именем основателя собора – Святополка-Михаила, вернее, с именем его жены Варвары – византийской принцессы, привезшей мощи в Киев в качестве своего приданого. И в момент богослужения никого особо не интересовал тот факт, что подлинность самих мощей всегда вызывала споры среди историков. Ведь нигде в летописях не упоминается имя принцессы. Сомнения подкреплялисьи тем фактом, что первые упоминания о мощах относятся к XVI веку и тесно связаны с именем Феодосия Софоновича, подарившего Киеву не одну легенду, среди которых первенствует знаменитое предание об основании Выдубицкого монастыря.
Празднества не ограничились только Михайловской площадью. К поздней литургии был совершён крестный ход от Софийского собора к Михайловскому. И мало кто уже помнил, что впервые этот маршрут представил себе опальный гетман Иван Мазепа, выделивший средства на постройку Софийской колокольни в необычном месте – на юго-восточной стороне монастыря. По иронии судьбы именно перед ней спустя три года после сооружения царь Пётр праздновал свою победу под Полтавой.
Крестный ход перед колокольней Михайловского монастыря встретил митрополит Антоний. После произнесенного поучительного слова была совершена литургия, и по окончании её собор вновь обнесли мощами св. Варвары. В 12 часов молебен продолжился, теперь молитвы возносили архистратигу Михаилу, а в центре собора поставили раку с мощами святой великомученицы.
Вокруг монастыря собралась огромная толпа народа, желавшего посмотреть на торжества. Собравшиеся вызвали у киевской полиции немало хлопот. Пережив недавнюю революцию и беспорядки в сапёрном батальоне на Сырце, окончившиеся несколькими уголовно-политическими делами и даже смертными приговорами, Киев не мог быть гарантирован от провокаций со стороны местных революционеров. При таком скоплении народа и представителей всех ветвей власти любое неожиданное для толпы происшествие могло привести к тому, что праздник мог превратиться в трагедию. Поэтому помимо жандармов и полицейских агентов порядок при проведении празднества доверили и войскам Киевского гарнизона.
По окончании богослужения под колокольный звон из монастыря начал своё шествие крестный ход. Первым, кого увидела публика на площади, был послушник, торжественно вышедший из врат с фонарём. За ним следовали архидиаконы с крестами, потом показались представители всех патриархических организаций со своими знамёнами и значками, хоругвеносцы, первый хор, иеродьяконы, дьяконы, священники, монахи, протоиреи, затем второй хор и многочисленные слушатели церковно-учительских курсов, митрофорные протоиреи и архидьяконы. Вслед за столь внушительным шествием из ворот показалась рака с мощами великомученицы Варвары в сопровождении архидиаконов со свечами. За святыми мощами следовали все высшие чины церкви, принимавшие участие в богослужении.
Крестный ход торжественно шествовал вокруг монастыря несмотря на неожиданно начавшийся проливной дождь. Ход шел вокруг обители, останавливаясь ненадолго в восточном, южном и северном углах монастыря, где священники читали молитвы и окропляли святой водой всех молящихся. Так продолжалось сорок минут, после чего шествие остановилось у врат обители и митрополит Антоний прочитал молитву, посвященную св. Варваре. После этого процессия вошла в храм, мощи заняли своё место в приделе собора под 400-килограммовым серебряным балдахином.
Но торжества на этом не закончились. Теперь возносили благодарственные молитвы самому князю Святополку – Михаилу его наследникам и, непременно, – ныне царствующему монаршему дому. Молились за их благополучие и многолетие.
После окончания торжеств все присутствовавшие представители церкви и городской власти перешли в покои настоятеля, где стали поздравлять игумена монастыря Агапита и вручать монастырю торжественные подарки. Среди них была копия иконы Козелыпанской Богоматери от Полтавской епархии, икона Казанской Богоматери от архиепископа Симбирского и Сызранского высокопреосвященного Якова, копия Братской иконы Божьей матери от Киево-Братского монастыря.
Михайловская площадь. Почтовая открытка |
Врата Михайловского монастыря. Худ. И. Ижакевич |
После того как были произнесены поздравления от всех киевских монастырей, Агапита поздравили начальник Юго-Западного края В. А. Сухомлинов, обер-прокурор Святейшего Синода П. П. Извольский, киевский губернатор П. И. Игнатьев, заместитель ректора университета св. Владимира О. О. Эйхельман. После официальной части всех присутствовавших пригласили в шатёр, установленный в саду монастыря. За трапезой многократно произносили многолетие Царствующему Дому, Синоду и, конечно же, настоятелю монастыря Агапиту. В саду многократно звучали «Многие лета».
14 июля в зале Религиозно-просветительного общества, располагавшегося на углу Большой Житомирской и Владимирской улиц, состоялось торжественное собрание по случаю 800-летия существования Киево-Михайловского монастыря. Среди присутствовавших на собрании были высокопреосвященные митрополиты С.-Петербургский и Ладожский Антоний, Московский и Коломенский Владимир и, Киевский и Галицкий Флавиан, а также другие иерархи Русской церкви.
Выступивший с благодарственным словом настоятель монастыря-юбиляра преосвященный Агапит заявил, что «обитель в память этого торжества решила устроить храм со странноприимницей на принадлежащем ей участке земли в той части Киева, где особенно бросается в глаза отсутствие храма, главным образом, для только что прибывающих в колыбель православия на Руси, а именно вблизи вокзала».
И уже 20 июля на углу улиц Безаковской (ул. Коминтерна) и Жилянской состоялась торжественная закладка храма.
Предполагалось, что главный престол будет посвящен Преображению Господнему, боковой – св. Агапиту. Автором проекта церкви, рассчитанной на 1200 молящихся, был архитектор Е. Ф. Ермаков.
Торжество закладки началось с того, что в 12 часов дня, после поздней литургии, проведенной в Златоверхом соборе митрополитом Флавианом, из Михайловского монастыря совершён был на место будущей церкви крестный ход. Он торжественно следовал по улицам Владимирской и Фундуклеевской (Б. Хмельницкого), мимо Владимирского собора, по Бибиковскому бульвару (Т. Шевченко) и улице Безаковской.
Газета «Киевлянин» 21 июля писала:
«…На всем протяжении следования крестного хода публика, обнажив головы, стояла на тротуарах, в окнах домов и на балконах. По бокам крестного хода густой цепью шли городовые, а впереди ехала шеренга конных стражников. Во двор усадьбы строящегося храма почти никого кроме участников крестного хода не пустили и вся масса публики, следовавшей за крестным ходом, а также встретившей процессию на месте, размещена была вокруг усадьбы храма по Жилянской и Безаковской улицам. Движение вагонов трамвая на короткое время было задержано. В павильоне, приготовленном для богослужения, процессию встретил высокопреосвященный Флавиан».
Он и заложил первый камень в основание храма.
Прошло шесть лет, и 26 октября 1914 года был освящён главный алтарь новой церкви. Во изменение первоначального предположения, его посвятили св. пророку Илье. Боковой же алтарь был освящён два месяца спустя, 27 декабря, во имя святых мучениц Софьи и её дочерей Веры, Надежды и Любови.
Но просуществовала Ильинская церковь очень недолго. В июле 1934 года президиум Киевского горсовета принял постановление «О закрытии Ильинской церкви синодальной ориентации в г. Киеве (ул. Коминтерна, 25а)», в котором говорилось: «Принимая во внимание, что:
1. Церковь требует ремонта, но религиозная община ее не ремонтирует по несостоятельности;
2. Киевский областной дом коллективиста ходатайствует о закрытии церкви и передаче ему помещения под учреждения культмассовой работы – выставку и клуб;
3. Закрытие церкви не отразится на удовлетворении религиозных потребностей верующих, поскольку они будут переведены в Сретенскую церковь, находящуюся в данной местности, в которой они вполне смогут удовлетворять свои религиозные потребности, президиум горсовета постановляет: Ильинскую церковь синодальной ориентации в г. Киеве закрыть, помещение передать под культпотребности дома коллективистов».
Но вскоре здание церкви было разобрано.
Через три года пришёл черёд Михайловскому Златоверхому монастырю. В августе 1937-го газета «Більшовик» писала:
«Щоб звільнити місце для будівництва Урядового центру, управа будівництва вирішила висадити в повітря Михайлівський монастир. У різних місцях собору було закладено близько 2500 зарядів амоналу. До коленого заряду були проведені електричні проводи. О дев’ятій годині вечора 14 серпня інженери увімкнули рубильник. Почувся невеликої сили вибух – й уся величезна споруда осіла всередину. Жоден будинок, що межує з будівництвом, не пошкоджений».
Через 60 лет, 24 мая 1997 года, Президент Украины Леонид Кучма заложил капсулу в ознаменование восстановления собора. Теперь в ближайших планах киевской городской власти – Ильинская церковь на Жилянской.